logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Цели: учить, вслушиваясь в стихотворение, определять настроение автора и характеризовать его; обратить внимание на лексику стихотворения; совершенствование словарного запаса: толкование слова «пороша».

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

– Ребята, мы знаем, что прочитать художественное произведение выразительно очень трудно. Для этого мало выучить его наизусть. А что еще нужно? (Нужно понять, о чем пишет автор, какие картины он рисует.)

– А что еще надо понять? (Стихотворный ритм, чтобы при чтении его передать голосом.)

– И многое другое. Попробуем облегчить себе задачу по выразительному чтению предварительной работой – попытаться понять картину жизни, выявить рассказчика, его настроение.

II. Работа со стихотворением.

Строфа 1. Герой (прямо говорит о себе: «еду») едет на коне («под копытом»)  и  смотрит  вокруг.  Все,  что  он  видит,  вызывает  у  него «тихое» («тихо») и «звонкое» настроение («слышны звоны под копытом на снегу»). И этому настроению мешают «только серые вороны» своим шумом («расшумелись на лугу»).

Строфа 2. Настроение героя меняется, становится сказочным. Лес – не простой, а «заколдован невидимкой», он «дремлет» «под сказку сна». И сосна будто живая: «словно белою косынкой подвязалася сосна». Герой любуется сказочной картиной.

Строфа 3. Герой продолжает рассматривать сосну. Снова сравнивает ее с человеком («понагнулась, как старушка»). Ему нравится эта сосна-старушка (а не «старуха»), и слово-то какое он выбирает – «понагнулась», ласковое, теплое.

Строфа 4. Герой доволен тем, что «скачет конь», что «вокруг простору много», что «валит снег», а не просто идет сильный снег, а зима как бы «стелет шаль», покрывая землю. Любуется он и бесконечной дорогой, которая «убегает лентой вдаль». И не просто «убегает», но убегает «лентой». Красота природы вызывает у рассказчика чувство любования, но ему и немного грустно от этого простора, бесконечной дороги.

III. Выявление стихотворного ритма и рифмы.

– Вот какие картины видит рассказчик, вот как они меняются, вот как меняется и настроение самого рассказчика. Второе, что нам надо выяснить и что поможет нам выразительно читать стихотворение – это выявление стихотворного ритма и рифмы. Закон конца строки поможет нам делать паузы в конце стихотворных строк, а рифма, подчеркивая этот закон, требует еще и дополнительного внимания к себе, рифмующиеся слова необходимо немного выделять голосом. И наконец, сам закономерный повтор ритмического рисунка в строках поможет нам передать, выразить музыку стиха.

Учитель заполняет на доске схемы под хлопки. Дети отмечают конец строки чертой.

Строфа 1.

  /         /         /         /

–– –– –– –– –– –– –– ––

 /

О  НЫ

а

            /                      /

__ __ __ __ __ __ __

   /

ГУ

б

  /          /                   /

–– –– –– –– –– –– –– ––

 /

О  НЫ

а

            /                      /

__ __ __ __ __ __ __

   /

ГУ

б

Строфа 2.

  /         /                   /

__ __ __ __ __ __ __ __

 /

И  МКАЙ

в

             /         /         /

__ __ __ __ __ __ __

      /

СНА

г

  /         /                   /

__ __ __ __ __ __ __ __

/

Ы  НКАЙ

в

             /                   /

__ __ __ __ __ __ __

      /

СНА

г

Строфа 3.

  /         /                   /

__ __ __ __ __ __ __ __

/

УШ  КА

д

             /                   /

__ __ __ __ __ __ __

    /

КУ

е

  /         /                   /

__ __ __ __ __ __ __ __

 /

УШ  КАЙ

д

/          /                   /

__ __ __ __ __ __ __

    /

КУ

е

Строфа 4.

  /         /         /         /

__ __ __ __ __ __ __ __

/

О  ГА

ж

  /         /         /        /

__ __ __ __ __ __ __

          /

АЛ’

з

            /                   /

__ __ __ __ __ __ __ __

 /

О  ГА

ж

           /          /        /

__ __ __ __ __ __ __

          /

АЛ’

з

IV. Вывод.

– Ритмический рисунок очень четкий и красивый. Повторяется даже количество слогов в рифмующихся строках. Первая строка «задает» повтор группы слогов вокруг ударного:  __ __ .

Но затем этот повтор четко не повторяется: то два, то три, то опять четыре ударных слога в строке. Можно, конечно, добавить ударений, но красиво ли это будет звучать при чтении?

Дети и учитель скандируют с добавочными ударениями, чтобы получился четкий повтор группы слогов «ударный + безударный». Выясняют, что это звучит нарочито, не помогает передать настроение рассказчика, а, наоборот, мешает.

– Другой вариант – снять лишние ударения, чтобы выявить одинаковый ритмический рисунок во всех строках. Лучше всего – по два ударных в строке. Но и этот рисунок нельзя выполнять жестко. Например, первая строка начинается двумя маленькими односложными предложениями – после каждого точка, то есть автор рассчитывает на паузы. Надо ли с этих слов снимать ударение, или это нарушит настроение героя?

– Теперь, думаю, вы готовы читать эти стихи выразительно. А мы все будем критиками. Оценим выразительность вашего чтения.

Тех,  кто  не  успеет  прочитать  в  классе,  выслушать  во  внеурочное время. 

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.