logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Цели урока:

Продолжить обращать внимание школьников на знакомые им по 1 и 2 классам имена писателей и поэтов и напомнить произведения этих авторов, с которыми дети уже знакомы.

Продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения, используя чтение текста по ролям.

При помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: во время чтения по ролям, в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа.

Отметить, что благодаря яркой фантазии автора создаётся впечатление, что чудесные необычные способности могут обнаружиться у любого человека.

Подвести детей к выводу, что под взглядом человека, обладающего фантазией и развитым воображением, обычные предметы становятся чудесными.

Оборудование урока:

 учебник «Литературное чтение», часть 1; репродукция картины В. Кандинского «Двое на лошади», фотография «Соборы Кремля. Вид с Москвы-реки», рамочка.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

– Дорогие коллеги, дорогие дети, здравствуйте! Счастье – это значит, быть с частью чего-то, – так считали наши предки. Желаю вам быть счастливыми: ведь мы с вами являемся частью одного урока.

2. Тема и цель урока

Учитель:

– Давайте определим тему сегодняшнего урока.  Как это сделать?

Ученик:

– Нужно  открыть  «Содержание».

Учитель:

– Откройте  «Содержание». Прочитайте тему сегодняшнего урока и название раздела, в котором он находится.

Ученик:

– Раздел «Пытаемся понять, почему люди фантазируют», урок: Тим Собакин. «Игра в птиц».

Учитель:

– Как вы догадались, что это тема именно сегодняшнего урока?

Ученик:

– Раз тема прошлого урока:  Б. Житков. «Как я ловил человечков», значит следующая тема – это сегодняшний урок.

Учитель:

– Тогда откройте страницу 134. Этот урок рассчитан на 1 час.

– Скажите, какие цели вы поставите перед собой?    А что вам поможет?

Ученики:

– Нам помогут название и рисунки, а также цветные пометки в тексте. Я думаю, нам нужно будет читать по ролям и отвечать на вопросы.

– Ещё нам предстоит поход в Музейный дом. Мы будем рассматривать картину В. Кандинского «Двое на лошади».

3. Работа с рассказом Тима Собакина «Игра в птиц»

Учитель читает рассказ Тима Собакина «Игра в птиц».

Учитель:

– На с. 137 прочитайте задание.

Ученики читают:

– Текст поделён на три части. Перечитайте первую часть по ролям: один – за автора, другой – за Катю, третий – за Катиного папу. Цветные пометы помогут вам сориентироваться.

Ученики читают первую часть текста по ролям, ориентируясь на цветные пометки.

Учитель:

– На с. 138 прочитайте следующее задание.

Ученики читают:

– Найди в этой части самые главные слова всего произведения: они объясняют, почему возможно любое чудо на свете.

Ученики находят в тексте на с. 134 самые главные слова всего произведения: «Если очень захотеть, то можно научиться всему на свете!». Их произносит Катин папа.

Учитель:

– Прочитайте задание ниже.

Ученики читают:

– Перечитай вторую часть вполголоса про себя. По-разному ли папа и Катя реагируют на то, что папе удалось оторваться от земли и полететь? Подтверди своё мнение строчками из текста.

Ученики рассуждают и зачитывают отрывки из текста:

– Катя и папа по-разному реагируют на то, что папе удалось оторваться от земли. Папа: «…слегка перепугался, перестал размахивать руками и чуть не свалился в лужу».  Папа как будто хочет отвлечься от того, что с ним произошло: «Ну вот, ботинки испачкались, - вздохнул папа, стряхивая со шляпы грязные капли». Катя же, наоборот, пришла в восторг оттого, что папа смог взлететь: «Папа! У тебя получилось! Ты же летал!» Папа не совсем понял, что с ним произошло. Катя поверила, что и она сможет взлететь.

Учитель:

– Прочитайте следующее задание.

Ученики читают:

– Просмотри третью часть текста. Сколько понадобится человек, чтобы прочитать её по ролям? Какие это роли? Попросите учителя почитать за автора.

Ученики внимательно просматривают третью часть текста и определяют, что понадобится три человека для того, чтобы прочитать её по ролям. Один будет читать за папу, другой – за старушку, третий – за автора.

Учитель:

– Прочитайте вопросы и ответьте на них.

Ученики читают:

– Как папа Кати сначала воспринял то, что его дочь полетела по воздуху? Зачитай строчки, подтверждающие твой ответ.  Кто помог папе отнестись к полёту дочери как к проявлению обычных земных способностей?

Ученики отвечают:

– Когда Катин папа увидел, что его дочь полетела по воздуху, он сначала остолбенел от удивления: «застыл, как вкопанный».

Ученики читают:

– Быстро ли папа привык к тому, что дочь может летать? Что в тексте подтверждает твоё мнение?

Ученики отвечают:

– После разговора со старушкой папа смог отнестись к полёту дочери, как к проявлению обычных земных способностей. Он немного пришёл в себя и стал давать дочери обычные родительские советы, как если бы она каталась на велосипеде: «Дочка! Над водою прохладно.  Долго не летай! И шарфик потуже завяжи!»

Учитель:

–  «Игра в птиц» –  это рассказ или сказка? Обоснуйте свою точку зрения. Чтобы ответить на этот вопрос, вернитесь на с. 116, 117 учебника и вспомните, в чём заключается отличие сказки от рассказа.

Ученики отвечают:

– Несмотря на чудесные события, которые там происходят, «Игра в птиц» – это не сказка, а рассказ и по цели, и по построению. Цель этого текста – рассказать случай из жизни, чтобы раскрыть характеры реальных людей (папы и Кати) и показать их взаимоотношения. События в этом тексте развиваются, как в обычной жизни, то есть подчиняются случаю, а не строгим сказочным законам.

Учитель:

–  Автор этого произведения – большой фантазёр? Почему он нафантазировал именно полёты людей в небе? У тебя не появилось мысли, что любой человек при большом желании может научиться летать?

Ученики отвечают:

– Да, автор – большой фантазёр. Он выбирает такую фантастическую для человека способность, как возможность летать, словно птица, для того, чтобы показать, что при наличии веры в свои силы, огромного желания и приложенных усилий может произойти чудо: можно научиться очень сложным вещам, которые казались невозможными.

4. Поход в «Музейный дом»

Учитель:

– Волшебница Анишит Йокоповна приглашает нас сегодня в «Музейный дом» рассмотреть картину Василия Кандинского «Двое на лошади».

 


Рисунок 1

 

Учитель читает интригу:

–  «Кто же эти двое? – спросил Михаил Потапович (Главный Библиотекарь).

– Царевич с царевной! – не задумываясь, сказал Миша.

– Ты тоже так думаешь? Что тебя в этом убеждает?»

Ученики:

– Да, это царевич с царевной. Это можно определить по их одежде: царевна в кокошнике, в расшитой кофте и сарафане, царевич в алой шапке и алых сапожках. Одежда героев, так же, как и попона, покрывающая лошадь, кажется сверкающей, расшитой богатой вышивкой или камнями, сказочной.

Учитель продолжает читать интригу:

–  «Они никуда не спешат, гуляют. Лошадь важно так вышагивает, – добавила Маша.

– Тебе Машино наблюдение представляется ценным?»

Ученики:

– Мы согласны с Машей. И от этого вся картина кажется торжественной и сказочной.

Учитель читает интригу:

–  «Всё какое-то немножко сказочное.  Как будто показалось…  А протрёшь глаза – и исчезнет! – продолжал Миша. – и вдали сказочный город…

– Если ты также воспринимаешь эту картину, то подумай: почему всё кажется призрачным, фантастическим, ненастоящим? Как художник добивается такого впечатления?

– Похоже на мозаику из разноцветных точек и пятнышек: то совсем маленьких, то побольше, – сказал Миша.

–Тебе нравится Мишино наблюдение?»

Ученики отвечают:

– Приём мозаики мы уже встречали в картине П. Филонова «Нарвские ворота». Но там он помогал передать игру солнечных бликов на поверхности снега, свет окон большого города, создавал ощущение праздника. В картине В. Кандинского за счёт мозаики всё кажется сказочным, таинственным, драгоценным, немножко призрачным.

Учитель читает интригу:

–  «Ты догадываешься, какое время года имел в виду художник? А мимо каких деревьев проезжают герои картины?»

Ученики отвечают:

– Художник изобразил осень, потому что под ногами лошади красные и бурые листья. На берёзках, мимо которых проезжают герои, сохранились ещё мелкие золотые листочки. Вода на реке покрыта рябью. Чувствуется осенний прохладный ветер. Небо затянуто облаками и тучами.

Учитель читает интригу:

–  «Рассмотрите внимательно городской пейзаж за рекой. Чтобы понять, где именно проезжают царевич с царевной, посмотри на фотографию, где изображён фрагмент Кремлёвской стены. За стеной располагаются кремлёвские соборы, а перед ней – Москва-река. Теперь ты догадываешься, где находятся наши герои? Видишь на картине Москву-реку? Сумеете точно найти фрагмент Кремлёвской стены и высокую башню – колокольню Ивана Великого?»   

 



Рисунок 2

Ученики, после того как сопоставят картину с фотографией «Соборы Кремля.  Вид с Москвы-реки», при помощи рамочки выделяют на репродукции картины тот фрагмент Кремлёвской стены и колокольню Ивана Великого, которые они увидели на фотографии. 

Учитель:

– Что вы обнаружили, сравнив картину с фотографией?  

Ученики:

– Мы увидели, что художники в своём творчестве часто соединяют настоящую жизнь и фантазию.

5. Прослушивание творческих работ учащихся

Учитель:

– А сейчас предлагаю вам прочитать свои творческие работы. Посмотрим, как вы соединили настоящую жизнь и фантазию.

Ученики читают свои истории под названием «Чудо в твоей жизни» (домашнее задание). 

6.   Подведение итогов урока

7.   Домашнее задание

Учебник часть I, страница 134 – 138, пересказывать.

 

Поиск

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.