logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Цель:

Познакомить учащихся с автором современной детской литературы Д. Варденбург

Ввести понятие – серия книг, объединенных одним героем.

Задачи:

1. Развивающие:

Развитие речи учащихся, обогащение словаря.

Развитие умений анализировать текст, выделять главное, сравнивать, делать обобщения.

Развитие интереса к предмету.

Развитие эстетического вкуса.

Развитие эмоциональной сферы личности ребенка.

2. Воспитательные:

Формирование межличностных отношений учащихся в групповой работе.

Воспитание чувства ответственности.

3. Познавательные:

Формирование умения понимать авторский замысел.

Формирование информационных умений. 
– обработка умений осмысления, преобразования, интерпритации полученной информации;
– обработка умения работать с разными источниками информации;

Формирование общеучебного умения правильного, осознанного, выразительного чтения.

Познакомить с новым для детей издательством "Азбука”.

Оборудование:

У детей:

Книга Дарьи Варденбург "Ульяна Караваева и Мертвый Билл”

Тетради с "черными метками”.

У учителя:

Выставка серии книг про Ульяну Караваеву.

Доска оформлена в виде карты путешествий.

Путеводитель для одной из станций.

Толковый словарь.

Текст телеграммы

Патентный лист

Письмо от Ульяны для класса

Именные письма для каждого от Ульяны.

Фотография главных героев для Ульяны.

Перед началом урока дети рассаживаются по группам. Накануне урока у каждого в тетрадях появляется "черная метка” (кружок черного цвета).

Учитель: – Ребята, сегодня утро началось с того, что в классе я нашла кассету с "черной меткой”. Очень долго не решалась вам ее показывать. Давайте все же прослушаем запись и выясним, кто с нами шутит.

(Прослушиваем кассету с записью. На ней записано обращение Кривого Зверя).

– Кто такая Ульяна Караваева? (Героиня книги "Приключения Ульяны Караваевой”.)
– Кто такой Кривой Зверь? (Герой этой же книги.)
– Почему эти герои обратились именно к нам? (Мы прочитали книгу Дарьи Варденбург "Ульяна Караваева и Мертвый Билл”.)

На выставке появляется книга.

Учитель: – Дарья Варденбург помогла нам познакомиться с приключениями Ульяны. Книга была издана издательством "Азбука”, которое находится в нашем городе – Санкт – Петербурге.

– Ребята, после всех угроз Кривого Зверя, мы обязаны отправиться в путь!

(Открываю доску, на ней изображен порт.)

– Яхты, с какими названиями можем увидеть в порту? (Дети перечисляют названия яхт, которые упоминаются в книге.)
– "Скелет – шутник”;
– "Бодрый черт”;
– "Мертвый Билл”;
– "Гордое брюхо”;
– "Тухлая Мери”; 
– "Ласточка”.

– Вспомнили названия яхт, чтобы не попасть на чужую. Вот наши яхты (появляются на доске). Посоветуйтесь между собой и предложите свои названия яхтам. Вы теперь экипажи этих яхт.

Экипажи предложили названия: "Старый череп”, "Солнце”, "Огневой скелетик”.

– Отправляемся в путь.

Море волнуется раз, 
Море волнуется два, 
Море волнуется, три, 
Наш кораблик скорее плыви!

– По правому борту вижу перед собой неизвестный остров. Может быть, на нем Кривой Зверь спрятал Помидорчика, Удава и Куропатку? Положите перед собой путеводитель, и попробуйте определить, к какому острову мы причалили.

Дети кладут перед собой заготовку, на которой текст, представленный ниже.

Путеводитель.



В данном поселении можно увидеть только узкие улочки. Кругом Вас окружает кромешная темнота. Если где – то встречаются фонари, то они все разбиты. Окна в домах заклеены газетами. Живут здесь исключительно нищие, так как в этом районе самые дешевые квартиры.

– О каком острове идет речь в Путеводителе?
– Совершенно верно, мы попали на остров "Мусорщиков”.
– Кто населяет этот остров? (Старики.)
– К какому жителю острова мы можем обратиться за помощью? (К Крючку.)
– Кем был Крючок до того как стал жителем квартала? (Переводчиком.)
– Что хотел сделать Крючок со зверями в романе? (Съесть или продать в зоопарк.)
– Как вы думаете, кем стал Крючок после знакомства с Ульяной Караваевой? (Дети предлагают свои варианты.)
– Пока мы разговаривали пришла телеграмма. Давайте ее прочтем.

Достаю текст телеграммы на специальном бланке.

Зверей у нас нет [тчк] Прошу помочь жителям квартала [тчк] Крючок

– Я предлагаю задержаться на острове и подумать, как помочь старикам. Каждый экипаж получает бланк телеграммы и заполняет его своими предложениями.

Дети высказывают свои предположения и пути их реализации.

– Мы задержались на острове. Помогли старикам, но зверей, так и не обнаружили. Поэтому отправляемся в путь дальше.

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется, три,
Наш кораблик скорее плыви!

(Путешествие продолжается по нарисованной на доске карте.)

– Внимание, внимание нас затягивает в страшный круговорот. Нас прибило на таинственный и загадочный остров наших страхов. Ульяна Караваева чуть было не попала на этот остров. 
– Какие страхи "затащили” нашу героиню на этот страшный остров? (Страх Тараканов.)
– Нам как можно скорее уничтожить наши страхи. Нарисуй их или напиши. (Далее дети по желанию рассказывают о своих страхах.)

А теперь разорви свой лист со страхом на мелкие части; положим, наши страхи в темный мешок и выбросим их в помойное ведро.

Покинем этот тревожный остров на воздушном шаре. (Минутка отдыха. Игра "Летит по небу шар”.)

– Вижу с воздушного шара, что на волнах качается бутылка. Как думаете, от кого мы получим сообщение? Может быть, в ней сообщается, где найти наших зверей?

Достаем бутылку, читаем записку:

"Друзья!

Попробуйте искать зверей на острове Ученых или на острове Пиратов. До скорой встречи. Ваша Ульяна Караваева”!

Ну что же нам предстоит отправляться в путь дальше.

Море волнуется раз, 
Море волнуется два, 
Море волнуется, три, 
Наш кораблик скорее плыви!

– Продолжаем путешествовать по карте на доске. Попадаем на очень закрытый остров. Приглашают на него только избранных.
– Почему Ульяну Караваеву с радостью примут на этом острове? (Она и ее папа изобретатели.)
– Нам необходимо доказать, что мы имеем право посетить остров Ученых. Предлагаю заполнить патентный лист. 
– Что такое патент? Дети предлагают свои варианты. 
– Где мы можем найти ответ? Дети предлагают свои варианты и выходим на понятие "толковый словарь”.

Представители экипажей отправились на остров в библиотеку.

– Пока ребята ищут значение слова – патент, давайте вспомним, какие изобретения были у Ульяны Караваевой и ее папы. (Ответы детей.) Далее обсуждение значения слова патент. Экипажи заполняют свои патентные листы.

Патент.

Мы попали на остров, но Помидорчика, Куропатки и Удава там нет. Придется нам отправляться на остров Пиратов.

Море волнуется раз, 
Море волнуется два,
Море волнуется три 
Наш кораблик скорее плыви!

– Водные просторы охраняют пираты. Как думаете, кто живет на острове? Давайте попробуем притвориться своими. (Звучит музыка из мультфильма "Бременские музыканты” – минутка отдыха.) 
– Нам необходимо вести себя как пиратам. Выбери как нам нужно себя вести (на столах у детей заготовки с фразами).

Пираты это:

Бородатые люди в тельняшках.

Моются каждый день. Очень любят пользоваться духами.

Волосы в пыли, в бороде и усах застряли травинки.

Очень честные и открытые люди. У них много друзей и знакомых.

Предпочитают представляться ворами и обманщиками. Часто это соответствует действительности. Любит путешествовать налегке и в одиночестве.

Любимый напиток – молоко.

Любимый напиток – ром, коньяк или пиво.

Предпочитают домашний уют; пироги с вишней; семейные праздники.

Любимые выражения:

– Ах, как мило...

– Я так рад вас видеть!

– Какого черта ты здесь встал...

– Тысяча чертей!

Дети выбирают те высказывания, которые относятся к поведению пиратов.

– Теперь нам нужен внешний вид как у пиратов. Нарисуй, какой внешний вид ты для себя выберешь, (выставка рисунков).
– Мы бродили по острову, все внимание пиратов и разбойников было приковано к нам. Ульяне Караваевой, Помидорчику, Удаву и Куропатке удалось убежать, но они оставили для нас письмо.

"Ребята!

Огромное Вам спасибо!

Только благодаря Вашей помощи поросенок Помидорчик, Куропатка и Удав спасены!

Они отправляются на гастроли, а я вместе с ними, чтобы ничего не случилось. Простите, мы не успели к Вам заехать.

Надеюсь на скорейшую встречу!


Ваша Ульяна Караваева”.

Каждый из детей получает именное письмо от Ульяны Караваевой. В нем личное обращение героини к ребенку и фотографии героев.

 


Рис. 1

 

В конце делаем вывод, что с героями мы не прощаемся, а можем встретиться на страницах книги Дарьи Варденбург об Ульяне Караваевой. Книга издается издательством "Азбука”.

 

Поиск

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.