logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Цели урока:

Обобщить знания детей о русской народной сказке, о признаках этого жанра;

Развивать познавательную активность детей; образное мышление, речь, память;

Воспитывать интерес к народному творчеству, русской словесности, к литературе в целом.

Оборудование:

Выставка книг с русскими народными сказками;

Диск с иллюстрациями к русским народным сказкам;

Телеэкран;

Карточки со словами из сказок;

Печатный текст сказки «Арысь-поле» на каждого ученика;

Ларец со сказками.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Постановка цели.

Учитель читает стихотворение Ф.Кривина «О чём-то скрипит половица».

О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки,
И сразу меняются лица
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица
По комнате ходит сказка…

Задание 1 (на доске)

Прочитайте волшебные записи:

внекоторомцарствевнекоторомгосударстве

жилибылидедибаба

Что получилось? ( слова из сказок. Это начало или зачин сказок)

III. Актуализация знаний.

Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки. И в далёком прошлом, когда ваши бабушки и дедушки были маленькими, им тоже рассказывали сказки.

А когда же появились сказки?

Кто их создал?

Посмотрите на выставку книг. Кто же автор этих сказок? (Это русские народные сказки)

Под названием сказок написано: …В обработке, в пересказе А.Толстого, К. Ушинского, А. Афанасьева и других. Несколько авторов могут пересказать одну и ту же сказку.

Вспомните сказку « Курочка ряба». Расскажите её. Теперь я прочитаю сказку «Курочка ряба». (в обр. А.Толстого)

Чем эта сказка отличается от той, которую рассказали вы?

Вывод: особенность народных сказок – существование одной сказки в нескольких вариантах.

Какие виды русских народных сказок вы знаете?

Задание 2

На экране телевизора показываются фрагменты сказок. Необходимо вспомнить название сказки и определить вид сказки. («Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

Задание 3 (на доске)

Даны два столбика слов. В левом устаревшие слова, встречающиеся в русских народных сказках, в правом их современное толкование. Найдите соответствие между ними.

сусек

лубяной

пуще

смекнуть

колода

улучить

  

короткое толстое бревно

догадаться

сильнее

выбрать

ларь для муки

из коры липы

В каких сказках встречались эти слова?

IV. Изучение нового.

Знакомство с новой сказкой «Арысь-поле».

Как вы думаете, о ком может быть эта сказка?

Дети читают сказку по цепочке.

К какому виду сказок можно её отнести? (волшебная) Почему?

Повторное чтение сказки по цепочке.

Какие моменты в этой сказке похожи на другие русские народные сказки? («Морозко» - падчерицу отвезли в лес; «Царевна-лягушка» - сбросила шкурку.)

Кто такой был в сказке «Арысь-поле»?

Арысь-поле добрый или злой персонаж? Почему?

О чём эта сказка?

Найти в тексте слова, которые встречаются только в сказках (дочь – красавица, Арысь-поле, пить-есть).

Сейчас мы попробуем превратить простые слова в сказочные и прочитаем зашифрованное слово.

Задание 4 (на доске)

На доске записан столбик слов. Как в сказке называли этих персонажей?

Сивка – ……….. (Бурка)

Крошечка –……. (Хаврошечка)

Алёнушка –……. (Сестрица)

Змей –………….. (Горыныч)

Конь – ………….(Златогривый)

Иван –…………...(Царевич или Дурак)

В каких сказках вам встречались эти персонажи?

По вертикали получилось слово С К А З К И.

Задание 5

В волшебном ларце лежат отрывки из сказок. Определить название сказки.( дети по одному берут из ларца карточки с текстом и говорят название сказки).

Козлятушки, ребятушки
Отопритеся, отворитеся
Ваша мать пришла,
Молока принесла.

Ищите меня за тридевять земель,
В тридесятом царстве,
В тридесятом государстве.

Дед слез с воза, подошёл,
А лисичка не ворохнётся,
Лежит, как мёртвая.

Влезь ко мне в одно ушко,
А в другое вылезь.
Всё будет сработано.

Как чаще всего заканчиваются русские народные сказки?

(Вот и сказкам конец, а кто слушал молодец). (Концовка сказок).

V. Подведение итогов урока.

О каких сказках мы говорили на уроке?

Каковы же особенности русских народных сказок?

Дети говорят, а в подтверждении на экране телевизора появляется:

Автор – народ

Несколько вариантов одной сказки

Время создания определить невозможно

Бывают: волшебные, бытовые, о животных.

Итоги урока: Выставление оценок.

 

Поиск

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ГНОМ ВСЕЗНАЙКА

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.