logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Тип урока: Изучение нового материала с первичным закреплением.

Структура урока:

Организационный момент:

Первичное усвоение материала

Осознание и осмысление учебного материала

Систематизация знаний и умений

Проверка уровня усвоения знаний и умений

Информация о дом.задании

Рефлексия

ТДЦ:

Создать условия для осознания основного фактического материала, познакомить с произведением К. Г. Паустовского "Скрипучие половицы”

Способствовать обучению школьников умению отвечать на вопросы по содержанию текста и выделять главную мысль

Способствовать воспитанию в детях таких качеств как наблюдательность и отзывчивость.

Формы организации познавательной деятельности:

Общеклассная

Индивидуальная

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный

Репродуктивный

Аналитический

Частично-поисковый

Оборудование: портрет писателя, композитора, фонограмма П. И. Чайковского "Времена года. Июль”, записи на доске.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Первичное усвоение материала:

Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке? (Природа и мы) Напоминаю, что у нас при изучении данного раздела проходит главный вопрос всех уроков: Человек – "повелитель” или "подчиненный” природы? Сегодня на уроке мы приблизимся к ответу на этот вопрос.

Вводная беседа: Продолжим знакомство с творчеством К. Г. Паустовского. Какой рассказ этого писателя мы прочитали в предыдущем разделе ("Корзина с еловыми шишками”)

Кому посвящен этот рассказ? (Норвежскому композитору Э. Григу)

К. Г. Паустовский создал своеобразные литературные портреты: Г. Х. Андерсена, А. П. Чехова, И. А. Бунина и П. И. Чайковского. Сегодня мы познакомимся с произведением Паустовского "Скрипучие половицы”

Проблемный вопрос: прослушайте стих. Б. Пастернака "Тишина” и определите тему произведения "Скрипучие половицы” (Звучит фонограмма П. И. Чайковского "Времена года. Июль”. Учитель читает стихотворение "Тишина”)

Определить тему произведения "Скрипучие половицы”

Лес – это наше прошлое, настоящее, будущее. Как понимаете эти слова? Объясните.

Прочитайте слова Паустовского (на доске) Величие природы в том и состоит, что ее вечная красота непрерывно обновляется. Объясните эти слова.

Вы прослушали музыку П. И. Чайковского "Времена года. Июль”. Какие чувства вызвала музыка? Своей музыкой композитор помогает нам понять удивительную красоту природы, в обычных вещах – увидеть необычное.

В рассказе "Скрипучие половицы” говорится об одном случае из жизни замечательного композитора. Звучит фонограмма П. И. Чайковского "Времена года. Июль” и на ее фоне учитель знакомит учащихся с экспозицией рассказа.

Чтение рассказа 1 части учителем, 2-3 части учащимися.

3. Аналитическая беседа по содержанию с выборочным чтением.

Как называлось любимое место композитора, где он любил отдыхать?

Почему Чайковский торопился на свое любимое место? Зачитайте.

Что в тот день особо поразило композитора в природном естестве? Зачитайте.

Прочитайте эпизод, где описано, что нового привносил световой поток в картину природы?

Какое состояние вызвала у Чайковского сила освещения? Зачитайте.

Какое необыкновенное чудо рождало в душе композитора наблюдение за окружающей природой? (музыка)

В чем выражался эмоциональный запас, полученный от природы?

Какой настрой создают оттенки? Выпишите цветовые эпитеты (работа в тетради)

Чтение 2 части рассказа учащимися. (по ходу чтения ведется лексическая работа)

4. Аналитическая беседа, выборочное чтение.

Почему Чайковский приказал слуге никого не пускать в дом?

Чего добивался композитор в мелодии?

Рассмотрите иллюстрацию. Какой эпизод она изображает?

Почему слуга не осмелился прервать музыку?

Как Феня отнеслась к музыке, звучащей в доме?

Поясните смысл слов лесника " Моё дело…поважнее, чем этот рояль.”

Почему лесник Василий пришёл за советом именно к Чайковскому?

Прочитайте, как Василий относится к лесу, т. е. писатель очеловечивает неживое.

Как называется этот приём в литературе?

Прочитайте эпизод, что услышал в музыке Чайковского лесник?

5. Чтение и аналитическая беседа 3 части рассказа учащимися.

а) Лексическая работа.

б) Выборочное чтение.

Легко ли композитору излагать музыкальным языком свои мысли?

Почему Василий долго не мог ничего выговорить Петру Ильичу? Как отреагировал на весть лесника композитор? Почему?

Как Паустовскому удалось в пейзажной зарисовке передать настроение попутчиков?

Предположите, удастся ли Чайковскому предотвратить вырубку леса? Почему? Как вы думаете, почему рассказ К.Г. Паустовского "Скрипучие половицы” помещен с рассказами о природе в одном разделе?

6. Вывод.

Когда писатель рассказывает нам о жизни животных или растений, о лесе или о реке, он всегда показывает нам отношение человека к природе, дает понять, что все живые существа на планете связаны между собой и зависят друг от друга. Лес сохраняет для человечества чистоту и равновесие окружающей среды. Поэтому необходимо заботится о здоровье леса, о нашем зеленом богатстве. Тысячи лет человек пользовался дарами леса, теперь человек должен сберечь и восполнить те лесные запасы, которые постепенно скудеют.

7. Домашнее задание.

(2-3 часть, чтение по ролям) Ответить на вопрос: Предположить, что будет с тем уголком природы, где полностью вырубят лес. (Работы учащихся)

2 урок по данному произведению

1. Актуализация знаний и умений:

а) чтение 2 и 3 части по ролям

б) Что будет с тем уголком природы, где полностью вырубят лес? (зачитывают свои работы)

Много тысячелетий протягивает лес свои зеленые ветви к солнцу и каждым листом своим, каждой хвоинкой улавливает посылаемую из космоса солнечную энергию. Щедр и трудолюбив этот космический великан. Войдите в его владения, и он угостит вас земляникой, малиной, орехами, напоит родниковой водой и березовым соком. Вы услышите соловьиные трели и песни токующих глухарей. Познакомит лес с проворным строителем – бобром, откроет лесные тропы, где величаво прошел лось или прошмыгнул соболь. А может быть, лес сотворит чудо – сделает вас музыкантом или художником, поэтом или зодчим.

Продолжим работу с произведением К.Г. Паустовского "Скрипучие половицы” и ответим на вопрос: с какой целью Паустовский написал этот рассказ, что он хотел этим сказать. И, наконец, каждый из вас ответит на интересующий нас вопрос. Человек - "повелитель” или "подчиненный” природы?

2. Первичное знакомство с 4-5 частью текста.

а) лексическая работа

б) чтение вслух учащимися 4 части

в) аналитическая беседа, выборочное чтение

Составьте портрет помещика Трощенко, просмотрев предыдущие части

Что предположил Трощенко, выслушав предложение Чайковского?

Почему Чайковский не собирался торговаться с купцом?

Какую цель преследовал композитор?

Как характеризует помещика его диалог с Чайковским?

Что он говорит о музыке? Зачитайте.

Сумел ли Чайковский уговорить купца и предотвратить вырубку леса?

г) чтение учащимися 5 части – самостоятельно.

Задание: отметить непонятные слова, попытаться их объяснить.

д) аналитическая беседа.

Какие художественные средства использует Паустовский, описывая гибель сосны?

Почему писатель говорит о дереве как о человеке?

Как березы ведут себя по отношению к сосне?

Как птицы отреагировали на происходящее? Почему?

Почему, начатая накануне мелодия не будет завершена?

3. Проверка усвоения:

В каком предложении заключается главная мысль? "Могущество страны - не в одном материальном богатстве, но и в душе народа” Поясните эту мысль автора.

К чему призывает Паустовский?

С какой целью Паустовский написал этот рассказ?

Всем нам надо помнить, что благополучие человека на Земле зависит от того, на сколько богат растительный мир. И если вдруг исчезнут все леса, наша планета Земля станет так же безжизненна и пустынна, как поверхность Луны.

Выскажите свои мнения: кто же такой человек по отношению к природе?

Природа нашей Родины величава и могущественна. Она может нас многим одарить, сделать нашу жизнь изобильнее и удобнее. При всем своем могуществе она нуждается в нашем внимании, защите. Охранять природу, это совсем не значить оставлять ее в полной неприкосновенности. Наоборот, только природа, которую берегут, даст больше всяких благ. Ведь, не рубят же на дрова фруктовые сады, не ломают ветки смородины, чтобы удобнее было собирать ягоды… Но вот с дикой природой люди нередко по недомыслию или по злому умыслу поступают именно так, словно природа их злейший враг. И вот результат: плодородные земли губятся оврагами, рыбные реки превращаются в сточные канавы, богатые дичью угодья опустошаются.

На земном шаре уничтожено и безвозвратно потеряно много видов ценнейших животных и растений. Многие виды занесены в Красную книгу – им тоже грозит исчезновение, они охраняются государством. Создана и в нашей Кировской области Красная книга. Так значит, нам с вами надо именно сейчас проявить к природе пристальное внимание, большую заботу.

4. Рефлексия. (На фоне музыки звучит стих. Читает ученик)

Берегите эту землю, эту воду,
Даже малую былинку, любя.
Берегите всех зверей природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Домашнее задание: чтение рассказа, найти слова – убеждения для купца Трощенко не губить лес.

 

Поиск

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.