logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление.

Структура урока:

Организационный момент.

Целеполагание и мотивация.

Актуализация знаний и умений.

Первичное усвоение материала.

Осознание и осмысление учебного материала.

Первичное закрепление учебного материала.

Информация о домашнем задании.

Рефлексия.

ТДЦ:

Создать условия для целостного осознания основного фактического материала, познакомить с новым произведением из раздела "Человек и природа”.

Способствовать обучению школьников умению отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, умению выделять главную мысль в содержании текста.

Способствовать воспитанию у учащихся бережного отношения к окружающему миру, наблюдательности, любознательности.

Формы организации познавательной деятельности:

Общеклассная.

Индивидуальная.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный.

Репродуктивный.

Частично-поисковый.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Актуализация знаний и умений.

Из какого произведения эти слова? "Природу нужно беречь, как мы бережём самую жизнь человека”.

Кто написал этот рассказ? (Паустовский К. Г.)

Кому принадлежат эти слова? (Чайковскому П. И.)

Когда он их сказал?

Прочитайте какие слова-убеждения подобрали для купца Трощенко, чтобы он не рубил лес.

Что сказал Паустовский про лес? (Лес-это наше прошлое, настоящее, будущее.)

Если бы у нас была машина времени, то мы бы пригласили купца на уроки природоведения и показали бы ему современные фотографии: что происходит с окружающей средой из-за чрезмерной вырубки лесов. Показали бы наши работы о редких растениях и животных, некоторых из них мы можем увидеть теперь только в зоопарке.

3. Целеполагание и мотивация.

Как называется предмет, который изучает родной край? (краеведение)

- Что значит изучать свой край?

Можно ли на уроке чтения изучать свой край?

Мы должны знать и уважать историю своего края, его культуру; мы должны знать людей, которые прославили наш край и гордиться тем, что у нас есть такие известные земляки. Вот с одним из таких людей, нашим земляком и его творчеством сегодня и познакомимся.

Е. И. Чарушин – вятский писатель.

(1901-1965г.г.)

Е. И. Чарушин родился в 1901г. на Вятке в семье художника – архитектора. Отец его был страстным охотником и любознательным краеведом. Мать увлекалась садоводством и любительским животноводством.

Благодаря своим родителям, мальчик открыл для себя светлый мир растений и "братьев наших меньших”. Женя был разносторонне одарённым ребёнком: играл на скрипке, изобретал, увлекался актёрством, занимался живописью и скульптурой.

С 1930г. Чарушин работал в Ленинградском и Московском отделениях Детиздата. Здесь Чарушин проиллюстрировал своими ясными, проникнутыми теплотой и юмором рисунками свыше 120 книг для детей, главным образом о природе и животных (в большинстве своём собственного сочинения).

Сюжеты рассказов Чарушина обычно незамысловаты, язык прост и ясен. Героями произведений становятся либо какая-нибудь птаха, либо зверюшка, либо ребёнок. Нередко это мальчик Никита, сын Е. Н. Чарушина.

Вы внимательно слушали, теперь составим карту памяти о Е. И. Чарушине.

- Что запомнили о жизни писателя? 

Выставка книг (краткая аннотация по каждой книжке), рисунков.

4. Первичное знакомство с текстом.

Сегодня познакомимся с одним из его увлекательных рассказов "Кабаны”.

Вместе с Е. И. Чарушиным мы совершим необычное путешествие. А вот куда, вы ответите, прочитав рассказ.

а) Чтение текста целиком учащимися.

Куда мы совершили путешествие?

Весёлое или грустное произведение вы прочитали? Почему?

Давайте мы вернём к этому вопросу ещё раз в конце урока и попытаемся прийти к единому мнению.

б) Аналитическая беседа, выборочное чтение.

От какого лица следует повествование в рассказе? Т.е. кто является главным героем?

Чем занимался Евгений Иванович в зоопарке? Зачитайте.

Подумайте, зачем он рисовал животных?

Когда происходит действие рассказа? Зачитайте.

Почему так рано? Зачитайте.

Кого рисовал автор?

Что случилось с Серёжкой (кличка оленя)? Зачитайте.

Как он ведёт себя в связи с этим? Зачитайте.

в) Работа с дополнительными сведениями из справочной литературы.

В зоопарке на каждом вольере висит табличка, в которой даётся краткое описание животного. А раз мы с вами путешествуем по зоопарку, то давайте тоже познакомимся поподробнее с некоторыми обитателями зоопарка.

Ученик рассказывает об олене - марале: его внешний вид, среда обитания, пища. (Показ иллюстрации). <Рисунок 1>


5. Выборочное чтение.

Чем занимаются другие животные утром? Зачитайте.

Кто живёт в общей загородке?

Что же написано в табличке про журавлей?

1 ученик рассказывает о сером журавле, 2-ой ученик о журавле – красавке. (Показ иллюстрации.) <Рисунок 2>, <Рисунок 3>



Вдруг художник чувствует, что что-то не так.

Что насторожило его? Зачитайте.

Прочитайте эпизод, где описаны кабаны.

А вы знаете, что в старину кабана называли "вепрь”.

Что написано на табличке про кабана?

Ученик рассказывает о кабанах. (Показ иллюстрации) <Рисунок 4>


 

6. Тренировочное выразительное чтение, осмысление и осознание учебного материала.

Давайте проследим, как развивалось действие и эмоциональный настрой автора.

С каким настроением работает художник до встречи с кабанами? Зачитайте.

Вывешиваю на доску табличку: Интересно! Ничего не вижу!

Как повёл себя художник, увидев непрошеных гостей? Его эмоциональное состояние? Зачитайте.

Вывешиваю табличку: Всё из рук попадало!

Понравилось ли это Серёжке?

Что так сильно напугало художника? Что он увидел?

Вывешиваю табличку: Прощай, моя акварель!

Какие чувства он испытывает?

Вывешиваю табличку: Делать что-то надо!

Что он решает? Зачитайте его действия.

Как себя чувствует в это время автор?

Вывешиваю табличку: Вспотел со страху!

Что происходит в самый кульминационный момент? Зачитайте.

Состояние автора? Зачитайте.

Вывешиваю табличку: Чуть не слетел!

Кто появляется в самый напряжённый эмоциональный момент?

Как повели себя кабаны? Зачитайте.

Поясните слова: "Простыми свиньями побежали в свой хлев”

Чем заканчивается история? Зачитайте.

7. Обобщающая беседа.

Чего устыдился Чарушин?

В каком предложении заключается главная мысль? Зачитайте.

Почему Чарушин назвал свой рассказ "Кабан”, ведь в зоопарке были и другие животные, например марал Серёжка?

Только после встречи с кабанами автор пережил настоящее эмоциональное потрясение. Посмотрите ещё раз на его эмоциональное состояние. Как нарастает потрясение человека, увидевшего не одного, а группу кабанов.

Почему автор так их испугался?

Вспомните, что мы узнали из таблички о кабанах. Видимо Чарушин тоже знал, как ведут себя кабаны на воле и решил, что лучше уйти с их пути.

Можем ли мы смеяться за это над ним и осуждать его за трусость?

Так вот теперь подумайте можно ли этот рассказ назвать весёлым? Скорее всего, автор с юмором говорит о своём поведении в этой необычной ситуации, уже переосмыслив всё произошедшее с ним.

Пригодятся ли вам знания, которые вы получили сегодня на уроке?

8. Рефлексия.

С какой целью создаются зоопарки? (Познакомиться с разными видами животных и редкими видами, уже исчезающими с лица Земли).

Теперь учёные горько шутят: "Мы так много взяли у природы, что не можем ждать от неё милости”. За последние сто лет человек использует природу в таких размерах, что возникли серьёзные нарушения в природных процессах. Реальна стала угроза всему живому на Земле. Всё это ведёт к экологическому кризису. Мы должны понять, что природой лучше не повелевать, а найти способ жить с ней в согласии.

Этим произведением мы закончили раздел "Природа и мы”, но на этом разговор о природе, о её богатствах, об отношении человека к окружающей среде не заканчивается. Мы будем говорить об этом и на последующих уроках чтения и на уроках природоведения.

Домашнее задание.

Выразительное чтение рассказа.

Соотнести иллюстрацию с соответствующим отрывком.

 

Поиск

ГНОМ ВСЕЗНАЙКА

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.