logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Цель: актуализировать и обогатить субъективный опыт учащихся в восприятии лирики В. Берестова; на основе выявления индивидуальных особенностей каждого ребёнка содействовать развитию его индивидуальности (индивидуальных познавательных процессов, творческих способностей, интересов, стиля познания, поведения, темпа учебной деятельности в ситуации выбора); воспитывать потребность учащихся в обогащении нравственными, культурными ценностями.

Ресурсы: конверты с заданием групповой деятельности; чистые листы для творческой работы; портрет В. Берестова, чатхан, запись рифмующихся слов для творческой работы, аудиозапись песни на сл. В. Потоцкого, муз. В. Иванова «Ты, да я, да мы с тобой».

Круг радости:

Я рада видеть каждого из вас!
И пусть прохладой осень в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

Рассказ учителя:

Учитель рассказывает притчу. На одном острове обитала необычная жительница — Дружба. Когда началось наводнение, она стала просить о помощи. Мимо проплывала величественная ладья с Роскошью.

— Роскошь, — обратилась к ней Дружба. — Возьми меня с собой, пожалуйста.

— Нет, в моей ладье столько добра, тебе нет здесь места!

Тогда дружба решила обратиться к Печали, которая проплывала недалеко от острова:

— Возьми меня в лодку, прошу тебя!

— Ах, мне нужно побыть одной, мне так грустно, — ответила Печаль и уплыла.

Тогда Дружба стала умолять Счастье взять её на борт корабля. Но счастье было так поглощено собою, что даже не заметило дружбы. Лишь один Старец взял Дружбу с собою. Когда они приплыли к берегу, Старец пошел своей дорогой. Осознавая, насколько Дружба обязана ему, она крикнула:

— Скажи, кто ты?

И услышала ответ мудреца: Это было Время.

— Время? Но зачем оно помогало мне?

— Потому что только время может оценить, насколько крепка дружба.

— Что можно сказать об услышанном?

— А вы согласны, что дружба проверяется временем?

— Как вы думаете, из-за чего прервалась дружба двух ваших ровесников?

Учитель открывает запись на доске: В. Берестов «Разлука» (Звучит музыка Глинки «Разлука»)

— Какие ассоциации возникают у вас при слове «разлука». Обсудите его совместно, пожалуйста, и будьте готовы через некоторое время озвучить свой ответ.

Изучение нового материала:

— А интересно вам узнать, как описывает детскую разлуку В. Берестов. Откройте учебник и самостоятельно прочтите стихотворение «про себя».

— Понравилось стихотворение?

— Какое чувство оно у вас вызывает?

— Чем вызвана грусть лирического героя? Найдите, как об этом говорится в тексте.

— Сколько лет друзьям?

— Видит ли десятилетний мальчик спасение от разлуки в письмах? Зачитайте, как об этом говорит В.Д. Берестов.

— Почему разлука называется безнадёжной?

— А сколько всего выводов можно обнаружить в этом стихотворении? Озвучьте их.

— Вы согласны с выводом В.Д. Берестова?

— Как вы думаете, почему взрослый поэт, В. Берестов, создал стихотворение о детской разлуке? (Он сам её испытал. Когда ему было 13 лет, началась ВОВ. Многие его друзья разъехались).

— Похож лирический герой на вас — современных четвероклассников?

Наедине с собой

Закройте глаза и представьте себя наедине… со всеми. Вы в кругу одноклассников. Все улыбаются друг другу. Вам интересно вместе, потому что у вас общая цель, общие интересы, общие заботы. Вы вместе учитесь, узнаете новое, ранее неизвестное… Вы разные и поэтому не все делаете с одинаковым успехом. Однако вы всегда можете в чем-то помочь, а в чем-то рассчитывать на помощь товарища. Запомните это чувство дружбы и единения…

Выразительное чтение, оценивание

Работа со стихотворением М.Р. Баинова.

Тема разлуки не нова в творчестве поэтов. У вас на столе еще одно стихотворение — произведение хакасского поэта М.Р. Баинова «Прощанье…» (Дети читают текст молча).

Прощанье, как грустное ржанье
Отставших табунных коней,
При лунном пустынном сиянии
Безбрежных холодных полей.
Пускай завывают бураны,
Пусть будет нелегким мой путь,
Но нежное пенье чатхана,
Мой друг, никогда не забудь…

— Понравилось стихотворение?

— А какие слова вам были непонятны?

— Может кто-нибудь объяснить?

— Посмотрите, как он выглядит (учитель показывает хакасский муз. струнный инструмент — чатхан).

Подведение итогов самостоятельной работы

— Какими эпитетами пользуется М. Баинов? Зачитайте.

— Как вы думаете, а безнадёжна ли разлука с другом в этом стихотворении?

— Вы правы. Посмотрите, как заканчивается произведение (открывает запись):

…И снова, как было когда то,
На тропке ты встретишь меня.

Групповая и индивидуальная творческая деятельность

Предлагаю составить своё небольшое стихотворение, связанное с темой урока. У вас есть выбор: вы можете работать индивидуально или объединиться в группу. Вам помогут рифмы, помещённые на доске.

сказать — играть; не расставаться — улыбаться; дружить —  жить

Идёт самостоятельная работа. При проверке дети зачитывают свои четверостишия. Одно из них:

Мне хочется вам всем сказать:
Умейте дружбой дорожить
Умейте искренне играть
И без предательства дружить
Желаю вам не расставаться,
А только обретать друзей,
Желаю чаще улыбаться
И с радостью встречать гостей.

Обобщение

Учитесь понимать своих одноклассников, старайтесь быть доброжелательными к ним, уважайте тех, кто рядом. Помните, коллектив — это огромная сила, вместе вы справитесь с любыми трудностями.

Круг «От сердца к сердцу»

Звучит фонограмма песни «Ты, да я, да мы с тобой». Учитель исполняет вместе с детьми.

Домашнее задание: Выучить стихотворение наизусть.

 

Поиск

ГНОМ ВСЕЗНАЙКА

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.