logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Прямых диагностических методик, позволяющих изучать психологическое здоровье, нет, поэтому обратимся к косвенным методам. В качестве показателя психологического здоровья используется адаптированность ребенка к социуму (школе и семье). Аномалии психологического здоровья наиболее резко проявляются в утрате равновесия с социальным окружением, т.е. в нарушении процессов социальной адаптации, а также в повышении тревожности. Некоторые авторы считают тревожность одним из важнейших психических индикаторов состояния предболезни. Для того чтобы определить степень тревожности и успешности адаптации детей, психолог должен провести в детском саду или школе несколько простых, по возможности групповых, диагностических методик. Мы полагаем, что достаточно использовать такой комплекс: методика рисуночной диагностики, проективная методика и методика наблюдения за детьми.

 

 

Методика рисуночной диагностики адаптации детей к детскому саду и школе.

Детям предлагают выполнить рисунок на тему «Я в детском саду» или «Я в школе». Обработка проводится в соответствии с общими принципами рисуночных тестов, в частности определяется характер сюжета рисунка, время года, наличие декоративных и дополнительных элементов и др. На основании анализа результатов выделяются три группы детей:

I группа — признаки дезадаптации отсутствуют.

II группа — отмечено несколько признаков дезадаптации.

III группа — явно выражена дезадаптация. Характерные отличия рисунков детей I и III групп:

цветовые (в I группе преобладают яркие цвета, в III — черный и серый);

сюжетные (в I группе изображают занятия или игры в детском саду или школе, в III группе — уход домой);

в изображении людей (в I группе на рисунках дети, чаще с воспитателем или учителем, в III группе люди отсутствуют или изображен один ребенок, реже — один воспитатель или учитель);

в изображении воспитателя, учителя (в I группе фигуру воспитателя или учителя изображают адекватно, в III группе — в доминантной либо агрессивной позиции).

 

 

Проективная методика диагностики тревожности (модификация методики АменДоркиТэммл).

Экспериментальный материал — комплект рисунков для младших школьников (Приложение 3), на них изображены типичные для детей данного возраста ситуации. Каждая пара рисунков отражает отношения ребенка с педагогом, с родителями, со сверстниками. Рисунки двусмысленны, т. е. могут трактоваться ребенком как эмоционально негативные или эмоциональнопозитивные в зависимости от опыта его поведения в аналогичной ситуации.

Рисунки выполнены в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка при этом не прорисовано, дан лишь контур головы.

Рисунки предъявляются каждому ребенку поочередно, один за другим. Экспериментатор спрашивает: «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка на рисунке, веселое или печальное? Почему ты так думаешь?» Ответы фиксируются. К рисункам даются пояснения.

При обработке методики могут быть проведены количественный и качественный анализы.

Количественный анализ представляет собой подсчет эмоционально-негативных выборов (%) по формуле:

Индекс тревожности = число эмоционально негативных выборов / 5 * 100%

На основании качественного анализа ответов ребенка делается вывод об эмоциональном опыте, полученном им в подобных ситуациях.

 

 

Методика диагностики тревожностивключающая наблюдение (методика Сирса).

Психолог вместе с воспитателем или учителем заполняет следующий лист наблюдений.

Фамилия, имя ребенка

Признаки тревожности

Иванова Маша

3,6,7

Петров Саша

1,5,8

 

Признаки тревожности.

  • Часто напряжен, скован.
  • Часто грызет ногти. Сосет палец.
  • Легко пугается.
  • Сверхчувствителен.
  • Плаксив
  • Часто агрессивен.
  • Обидчив.
  • Нетерпелив, не может ждать.
  • Легко краснеет, бледнеет.
  • Недостаточно сосредоточен, особенно в экстремальной ситуации.
  • Суетлив, много лишних жестов.
  • Потеют руки.
  • При непосредственном общении с трудом включается в работу.
  • Чрезмерно громко или чрезмерно тихо отвечает.

Наличие семи и более признаков свидетельствует об очень высокой тревожности, пяти-шести — о высокой, одного-четырех — о слабой.

 

Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж

Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь

Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/

Поиск

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.