«Шаги правды»
На полу выкладываются бумажные следы. Взрослый называет какое-либо качество участника. Если тот соглашается со взрослым, то делает по следам шаг вперед. Если нет, то остается на месте. Потом можно поменяться ролями.
«4 вопроса — 4 рисунка»
Ведущий рассказывает ребенку правила игры. Лист делится на четыре части. Потом взрослый задает ребенку четыре вопроса, а тот отвечает на них маленькими рисунками. Взрослый по рисункам должен догадаться, что хотел сказать ребенок. Если это ему удается, ребенок ставит плюс.
В конце игры подводится итог, сколько плюсов получил взрослый.
«Свечка»
Если занятия проводятся зимним вечером, можно использовать свечку. Ее зажигают, погасив свет, и предлагают ребенку внимательно смотреть на огонь до тех пор, пока он не разглядит в пламени свечи то, что может помочь в трудной ситуации именно ему.
Лена, 7 лет.
— Я увидела там свой самый счастливый день.
— Как же ты его себе представляешь?
— Я сейчас нарисую его.
«Рисунок своего сна»
Ведущий просит ребенка вспомнить свой самый интересный сон и нарисовать его.
Сережа, 7 лет.
— Когда мне было 6 лет, мне снился такой сон: как будто я был в раю, как будто я еще в животе у мамы. Я такой маленький с белыми крылышками, летаю. Я был ангелочком.
Интересно, что на одном из предыдущих занятий Сережа придумал рассказ, близкий по символике к своему сну.
— Однажды поздно вечером, когда мне было 15 лет, слышу звук. Поворачиваюсь и вижу мумию. Мумия набросилась на меня и выхватила мою душу. И я стал мумией. Отправился в Древний Египет, и меня положили в саркофаг.
«Пещера моей души»
Ребенку читают сказку.
«Жил-был самый обыкновенный мальчик в большом доме с папой и мамой, и как у всех обычных мальчиков были у него бабушка с дедушкой. И все эти родственники, как могли, заботились о нем. Но что ему были их заботы? Он был одинок, он думал, что ни один человек в мире не может понять его. Никто на свете не знает, какой он. А он так хотел, чтобы узнали. Он пытался обратить на себя внимание, прыгал и визжал, и ничего — все взрослые только хмурились и ворчали. Он дрался. Пытался доказать, что он сильный, и добиться дружбы, но все одноклассники вздыхали, потирали шишки и ушибы, но дружили между собой и совсем не интересовались им. А тут на горе еще фея Рул из страны Скуул возникла как из-под земли и превратила его — в кого бы вы думали? В ежа. Вы думаете, у него отовсюду иголки стали торчать — так нет. Он стал, словно иголками, своими ответами людей отпугивать. Что ни скажешь ему, о чем ни попросишь — в ответ: „Нет, не буду". А еще он, как еж, все старался в угол забиться, чтоб его не трогали, не учили, не заботились; так что стало мальчику от колдовства феи Рул из страны Скуул еще более одиноко.
Но вот однажды случайно попал наш мальчик в башню под страшным именем Холидж, и навстречу ему вышла девушка по имени Сайко. Она улыбнулась и сказала: „Здравствуй, мальчик, я рада видеть тебя. Давай присядем, и ты мне все расскажешь. Я слушаю тебя". От этих слов иголки уменьшились. Мальчик сел, открыл рот, и оттуда понеслись удивительные истории о его жизни, о его чувствах, переживаниях, о том, что он одинок и ему скучно. Никогда. Нигде и никому не рассказывал мальчик этого. Долго говорил он, а фея слушала, смотрела на него ласково, не перебивала. Постепенно иголки становились все меньше, а темная пещера в его душе — светлее. Наступил вечер, смеркалось. „Мама, наверное, беспокоится, — сказал мальчик, — я побегу. До свидания". „До встречи, пока", — ласково сказала фея Сайко».
Даша, 10 лет (родители в разводе).
Рисует девочку, внутри нее круг, а в кругу — пустота. Эта пустота состоит из трех частей:
— Внутри девочки три пустоты.
Дима, 9 лет (родители в разводе).
Рисует пещеру полосатой, причем цвет полос постепенно сверху вниз темнеет. Далее говорит, что пещера соответствует его жизни с четырех лет — так он себя помнит. Тогда жизнь его была хорошей. Но постепенно она ухудшается — темнеет. Завершает рисунок внизу темной чертой — это последние два месяца. Когда обострились отношения дома с мамой, а мальчик стал проситься жить к отцу. Когда заканчивает рисовать, спрашиваю:
— Что-нибудь еще хочешь дорисовать?
Долго думает, потом рисует сверху голубое облако:
— Это ангелы.
Лицо его при этом светлеет.