logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Игры для развития речи младших школьников

Под творческой работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творчески выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений и личностных качеств. Необходимо детей научить учиться, то есть развивать их познавательные и творческие силы и способности, спорить и доказывать. Таким образом, будет идти развитие совместной творческой деятельности.

В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка. Уроки литературного чтения обладают богатыми возможностями творческого обогащения.

Практика организации творческой работы на уроках литературного чтения в начальной школе позволила сформулировать условия, способствующие ее эффективности:

наличие системы в использовании заданий для организации творческой работы;

разработка планирование заданий творческой работы, как по форме, так и по содержанию;

соответствия уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся;

последовательное усложнение содержания задач творческой учебной деятельности учащихся;

стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня сложности;

разумное сочетание творческой работы с другими формами и методами обучения.

Развитие умения учиться у младшего школьника является одной из важных задач обучения в начальной школе. Это умение включает в себя следующие составляющие:

умение выходить за пределы собственных возможностей, за границы данной ситуации;

самостоятельно изобрести, сотворить недостающие для решения средства и способы, то есть перевести учебную задачу в творческую;

Самостоятельно найти недостающие условия в любом “хранилище информации” (в учебнике, справочнике, книге);

запросить недостающие данные у учителя, поставившего эту задачу.

С этой целью на уроках литературного чтения практикуются разнообразные виды творческих работ.

Творческие задания практического действия при работе с текстом на уроках литературного чтения.

 

 

Работа с иллюстрацией к тексту.

Кроме немногих, все картины к художественным произведениям в учебниках по литературному чтению сюжетного характера. Их цель иллюстративная.

Лучше всего, если учитель будет идти от текста к иллюстрации и предложит ученикам, максимально опираясь на текст, устанавливать степень соответствия и несоответствия данной картинки содержанию того эпизода или места в тексте, к которому она относится.

 

 

Рецензирование детьми созданных рисунков.

Это наиболее трудный, но интересный вид творческой работы с детскими иллюстрациями. Делать это можно так:

каждый ученик после разбора текста углубляется в создание своей иллюстрации;

школьники обмениваются рисунками;

получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста;

сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода, ученик пишет рецензию, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту, отмечает качество выполненной работы. Все свои замечания он подкрепляет ссылками на текст. Рецензия подписывается учеником.

 

 

Составление диафильмов по произведению.

Интересную работу можно проводить по созданию своих диафильмов на основе прочитанного произведения.

Задания для детей:

по материалу прочитанного произведения попробуйте составить свой диафильм, продумайте содержание отдельных кадров;

какие строки из текста вы соотнесете с ними;

определите количество кадров.

Бумагу заготавливают заранее. Рисование диафильмов на 7 минут. Готовые диафильмы вывешиваются на стенд творческих работ в классе.

 

 

Лепка и аппликация.

Этот вид детского творчества используется чаще в 1-х и 2-х классах, когда дети не воспринимают еще критически результатов своих изображений и видят в них больше, чем дано. Дети могут слепить грибок, птичку, лодочку, зайчика, собачку, то есть отдельный предмет общей картины, а затем объединить в общую творческую работу.

 

 

Метод моделирования.

Это введение системы “заменителей” (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и модели обложки книги.

Таким образом, моделирование позволяет:

включить каждого ученика в процесс познания литературы как искусства слова;

дать возможность ученику работать в соответствии со своими возможностями;

создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями;

поддержать интерес к художественной литературе;

обогащать духовный мир ребенка;

осознанно воспринимать художественные произведения.

 

 

Книжки-самоделки.

Одно из самых интересных заданий для ребят – это работа с книжками – самоделками, каждая из которых изготовлялась детьми с творческой выдумкой и воображением. Есть книжки в форме елочки, грибка, домика, кораблика и т.д. Сами книжки дети изготовляли дома. Каждая книжка имеет свое название, которое представлял и защищал автор на конкурсе книжек в классе. В этих книжках – самоделках дети записывают произведения только собственного сочинения. Это первые шаги в их творчестве, пусть не всегда удачные, но большинство ребят тянутся к такой работе, пытаются проявить себя.

 

 

Составление вопросов и тестов по данному тексту.

Начиная с 1-го класса необходимо учить детей не только грамотно отвечать на вопросы, заданные учителем, но и составлять вопросы по данному тексту. Эта работа формирует умение выделять главное как в общем, так и в конкретном случае составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы (да, нет).

Также детям очень нравится составлять по прочитанному произведению тест, где нужно выбрать из 3-х предложенных ответов один правильный. С большим удовольствием предлагают свои вопросы и тесты на уроках литературного чтения.

 

 

Творческое пересказывание.

Цель творческого пересказывания – вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении. Для творческого пересказывания отбираются произведения, позволяющие читателю поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию, посмотреть глазами героя на тех людей и те события, о которых рассказывается в произведении. Творческий пересказ может вестись с изменением лица рассказчика или творческим дополнением к тексту автора. Почти всегда требуется работа по отбору материала или по добавлению к нему, т.к. пересказчику неизвестны какие-то факты или, наоборот, ему потребуется рассказать о переживаниях, которые не описаны автором.

Такие пересказы требуют от учеников работы воображения на основе представлений, полученных при чтении и анализе произведения и поможет полноценнее воспринять художественный текст, способствуют более углубленному пониманию читаемого, развивает творческие способности учащихся и вносят интерес и разнообразие.

Продолжение произведения (придумывание конца)

Прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец. Это может быть и рассказ, и сказка, и даже стихотворение. Не всякое произведение, разумеется, можно продолжить. При этом для облегчения работы учащихся берутся такие произведения, которые более близки самим учащимся.

 

 

Творческое сочинение.

Для развития творческих способностей используется написание детьми сочинений. Творческое сочинение вводит учащихся в чтение и разбор литературного произведения особым путем: они должны попытаться разрешить задачу, близкую к той, которую разрешил писатель в своем произведении.

Значение творческого сочинения как формы вводных занятий:

привлечение внимания учащихся к теме изучаемого литературного произведения;

мобилизация всех знаний, связанных с данной темой;

упражнения в самостоятельном построении сочинения.

Все это должно обострить интерес учащихся к чтению и разбору произведения, повысить их наблюдательность, привлечь их внимание к таким сторонам литературного произведения, которые раньше ими не замечались.

Сочинения дети пишут на отдельных листочках и по своему желанию могут их проиллюстрировать, придавая им оригинальную форму: листка, снежинки, цветка и т.д.

Все сочинения с согласия авторов читаются вслух и обсуждаются. Зачитываются полностью сочинения, отдельные предложения, удачно подобранные слова.

 

 

Словотворчество.

Очень важным средством развития творческих способностей является составление сказок, рассказов, мифов, басен, стихов. Дети сами придумывают сюжеты, главных героев. Лучшие произведения зачитываются и обсуждаются.

Со 2-го класса можно пробовать писать стихи. Сначала это могут быть рифмовки, продолжение поэтических строчек. Но гораздо больше ребятам самим быть в роли поэтов. На уроках литературного чтения дети очень любят минутки поэзии, на которых читают собственные стихи.

Такая работа способствует развитию творческого воображения, чувства слова. Каждая сказка, как жемчужина из шкатулки мудрости и красоты, предлагает массу ситуаций для обыгрывания и слова – творчества.

 

 

Отзыв-рецензия.

Одним из видов сочинений, позволяющих научить ребенка высказывать собственную позицию по отношению к прочитанному произведению, является отзыв о книге. В нем ученик может не только высказать оценку прочитанному, но и глубже усвоить смысл произведения.

Вариант структуры отзыва:

Представление героя и выражение своего отношения к произведению.

Краткое изложение сюжета произведения с эмоциональной оценкой событий.

Характеристика героя и выражение своего отношения к нему.

 

 

Работа с читательским дневником.

В особой тетради (Дневнике) ученики записывают фамилию автора и название книги, чтобы у них получился перечень книг, им прочитанных. Можно записать тут же имена главных действующих лиц, чтобы при надобности (например, для рассказывания в классе) легче было вспомнить содержание книги. Желательно, чтобы тут же были рисунки ученика в связи с прочитанным и соответствующие подписи под рисунками. Учащимся, более сильным, можно рекомендовать делать выписки понравившихся мест.

Вся описанная работа, несомненно, поднимет интерес учащихся к книге, развивает желание учиться.

 

 

Аннотация.

Аннотация в книге помещается на обороте титульного листа. Из нее можно узнать, о чем говорится в книге, так как в аннотации есть сжатое изложение содержания. Часто аннотация пишется так, чтобы заинтересовать читателя.

Для написания аннотации можно предложить детям следующую памятку.

 

 

Памятка

Выбери книгу, которая тебе нравится.

Постарайся заинтересовать будущих читателей этой книги.

Начать аннотацию можно по-разному:

В этой книге рассказывается о …

Этот рассказ о …

Писатель… рассказывает о …

Главный герой этой книги– …

Удивительные события происходят в …

Любишь ли ты читать о …

Творческие задания игрового действия на уроках литературного чтения.

 

 

Работа с кроссвордами.

Наиболее эффективным заданием творческой работы считаю составление кроссвордов по прочитанным произведениям. Их составление повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное произведение. Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала в доступной и интересной форме можно развивать навыки творческой работы, желание детей читать и перечитывать книги, а значит, самостоятельно открывать что-то новое, познавать мир. Кроссворды составляются на определенных листах, оформляются, иллюстрируются. Часть кроссвордов используются на уроках, часть на внеклассных уроках по чтению, а часть вывешивается в классном уголке для всего класса.

 

 

Составление викторин.

Составление викторин к прочитанному произведению способствует более внимательному и вдумчивому отношению к произведению. Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведение как можно внимательнее, чтобы составить викторину посложнее, а ответить на вопросы своих товарищей без ошибок. Это помогает даже слабым ученикам приподнять дух, поверить в свои силы, в то, что все у них получится, а также снять напряжение, которое иногда появляется на уроке, привлечь к работе всех детей.

 

 

Драматизация.

Этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное иллюстративное средство, притом же применяется во всех классах начальной школы.

При помощи драматизации образы произведения показываются в действии. Показ можно провести:

Только с помощью слова, т.е. в форме чтения по ролям и коллективной декламации;

Только средствами движения, т.е. в виде пантомимы;

Соединением движения и слова, т.е. в форме разыгрывания сцен в классе, когда обстановка воображается, и на сцене, когда обстановка специально для этого создается.

Детям предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, предать их характер и настроение походкой, жестами, голосом.

Возможные формы драматизаций:

пальчиковый театр;

кукольный театр;

костюмированные представления по известным произведениям;

музыкальные инсценировки;

спектакли по собственным сценариям.

Драматизация – это особая форма перевоплощения в изображаемый образ. Поэтому, надо изредка поощрять обычное стремление детей к костюмированию при драматизации.

 

 

Составление сказочных объявлений и телеграмм.

Есть компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение. Воображение – основа любого творчества. Большое значение в активизации творческой активности имеют игровые моменты, вносящие

элемент занимательности в творческий процесс. Одним из видов игры является составление сказочных объявлений и телеграмм.

 

 

4. Литературные игры творческого характера при работе с текстом на уроках литературного чтения.

Развивают творческое воображение и литературные игры, которые дают полноценнее воспринимать художественные произведения в дальнейшем. Простое речевое творчество детей легко проявляется в игровой деятельности.

 

 

“Древо мудрости!”

Сначала быстро, но внимательно читаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту. Затем завершите записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. Дерево часто меняется – по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Эта работа может быть в парах, четверках, по рядам. Прежде чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.

 

 

“Общее стихотворение”.

Сочинять стихи можно всем вместе. Для этого у каждого должен быть лист бумаги и ручка. Каждый задумывает первую строчку своего стихотворения и по сигналу учителя передает ее соседу слева. Сосед должен понять и прочувствовать то, о чем хотел сказать участник игры, и попытаться продолжить стихотворение. И так до тех пор, пока листок с законченным стихотворением не вернется к автору. Автор корректирует стихотворение и зачитывает его. Конечно, оно несовершенно, но может стать основой для создания более глубокого и интересного произведения.

 

 

“Я начну, а ты продолжи…” (проба поэтического пера)

Учителем или ребенком предлагается (произносится и записывается) начало поэтических строк придуманных самими. Ученики должны самостоятельно закончить, развернув дальнейший сюжет начатого. На выполнение игрового задания отводится определенное время. Можно разделить всех ребят на команды, предложив для выполнения разные стихотворные начала.

По окончании работы мини-поэтические тексты обсуждаются. Предлагается провести авторскую защиту своей творческой работы.

 

 

“Небылица за 10 минут”

Учитель пишет какую-нибудь фразу или несколько, затем загибает листок, чтобы не было видно написанного, и передает ученику. Теперь на чистом листе ученик пишет свою фразу. Тоже загибает лист и отдает его другому. Писать разрешается все, что угодно, но есть одна тонкость, которую нужно помнить: все эти фразы должны отвечать (по порядку) на такие вопросы:

Кто это был (была)?

Как выглядел (-а)?

Куда пошел (шла)?

Кого встретил (-а)?

Что ему (ей) сказал?

Что он (она) ответил (-а)?

Что ему (ей) сделали?

Какова была его (ее) реакция?

Чем вся история закончилась?

Вывод или мораль.

Когда записан ответ на последний вопрос, листок весь разворачивается и с выражением читается получившаяся небылица.

 

 

Работа с дидактическим тренировочным средством «Решётка».

Она служит для развития предугадывания при частично перекрытом тексте. Решётка накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решётки на текст перпендикулярные перепонки перекрывают некоторые участки текста (буквы, буквосочетания, слова).

Ученик, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должен мысленно восполнить перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл. Если логические связи содержания теряются, можно разрешить сдвигать решётку на     2-3 мм влево или вправо, чтобы увеличить поле видимого участка текста.

Тренировка чтения с решёткой продолжается не более 5 минут непрерывно и сменяется чтением без решётки в течение 2-3 минут. Общее время ежедневной тренировки не более 10-15 минут.

 

 

Вычленение из рассказа слова к предложенной схеме:

_____чн____, _____жи_____ и т.д.

 

 

Упражнение «Я вам слово, вы мне десять»

Учитель читает любое слово из текста, дети находят предложение с этим словом и зачитывают его.

Составление текста из предложений. Текст разрезан на полоски, по одному предложению.

 

 

Восстанови пропущенную часть текста.

Детям раздаётся напечатанный  текст с пропущенной частью. Дети должны по тексту оригиналу   найти  эту  часть и прочитать.

 

 

 Чтение слов с прикрытой половиной.

Закладкой или непрозрачной линейкой ученик закрывает верхнюю или нижнюю половину строчки (можно чередовать) и по видимой части воспроизводит текст.

 

 

Цифровой диктант”.

Дети сами составляют цифровые диктанты по прочитанному произведению и предлагают их в виде игры своим одноклассникам.

Записывают дети только две цифры:

0 – если утверждение неверное и 1– если оно верно.

Цифровой диктант может быть проведен в устной форме или может быть записан на доске. Это один из наиболее интересных способов активизировать внимание детей, полноценнее воспринимать художественное произведение.

Можно использовать любое количество предложений цифрового диктанта, но удобнее когда их число кратно трем. Цифровые диктанты могут быть конкретному произведению или по произведениям, на общее развитие.

 

 

“Живые картинки”.

Один читает произведение, а другие мимикой лица, жестами, пантомимой реагируют на услышанное. Или предлагается детям прочитать конкретный текст голосом героя-сладкоежки, ворчуна, по-медвежьи и т.д.

Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием.

Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении.

Цель учителя: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, стараться подчинять уроки чтения урокам русского языка, окружающего мира, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.

Виды работы над текстом:

Чтение всего текста (по заданию учителя)

Чтение, деление на части. Составление плана.

Чтение по готовому плану.

Чтение, после чтения пересказывание.

Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

Чтение с сокращением текста, (дети убирают предложения или слова, которые можно опустить.) Подготовка к сжатому пересказу.

Чтение цепочкой по предложению.

Чтение цепочкой по абзацу.

Чтение вполголоса.

Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

Чтение, ответы на вопросы.

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения, (позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)

Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10—15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50—55 слов в минуту).

Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.

Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

 Чтение и установление, что правда, а что вымышленно (для сказки).

Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).

Чтение, подборка звукового оформления «фильма».

Беседа с сопровождением выборочного текста.

 Нахождение в тексте 3 (5, 7...) выводов.

Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.

Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось

Установление путем чтения причинно-следственных связей.

Чтение названия рассказа. (Как еще можно, назвать?)

Чтение по ролям.

Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

«Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)

Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек (картинки с грустным и улыбающимся лицом). 
 

Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.

Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.

Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).

Нахождение и чтение образных слов и описаний.

Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

Чтение стихотворения, расстановка пауз.

Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.

Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.

Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.

Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.

Нахождение в рассказе самого длинного слова.

Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.

Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:

а) существительное-прилагательное;

б)существительное +глагол;

в) местоимение + глагол (можно наоборот).

 

Чтение, пометка непонятных слов.

Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например: мор-ков-ка).

Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.

Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).

Чтение слов, к которым даны сноски.

Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т. д.

Комбинированное чтение (учитель — учащиеся хором).

К тексту на уроке дети возвращаются до 18 раз, получая все новые задания.

Благодаря использованию на уроках чтения описанных выше видов работы над тек­стом достигнуты значительные успехи в усовершенствовании техники чтения.

 

Коллективные формы работы над текстом

Чтение нового текста подготовленными учениками.

Чтение цепочкой по несколько предложений.

Самостоятельное чтение в полголоса или чтение молча.

Чтение в лицах всего текста или отдельных диалогов.

5.   Комбинированное чтение (начинает учитель, читает до  кульминационного момента, дальше  ученики дочитывают самостоятельно).

Деление текста на части согласно представленного на доске плана.

Чтение текста с целью самостоятельного деления учениками его на  части.

Чтение текста с целью подготовки учеников к его пересказу.

Поиск части текста, которая отвечает рисунку, пословице.

Поиск описаний, рассуждений, повествований.

Поиск ответов на вопрос (выборочное чтение).

Чтение наиболее понравившегося отрывка.

Чтение логически завершенного отрывка по заданию  учителя.

Чтение предложения или отрывка, в котором высказывается   основная мысль произведения.

Чтение отрывков, которые указывают на то, что происходило  реально, а что — выдумка.

Отбор «звукового оформления» к серии рисунков.

Высказывание собственного мнения  по смыслу прочитанного.

Чтение с целью установления причинно-следственных связей.

Чтение предложений или отрывков, которые мог бы прочитать гном (радостный, печальный, спокойный и т.п.).

«Живые картинки» (один ученик читает, другой мимикой иллюстрирует услышанное).

Нахождение и чтение точных выражений, сравнений, побудительных, вопросительных  предложений и т.п.

Чтение с целью выделения неизвестных слов.

Нахождение слов и выражений, с помощью которых можно составить словесный рисунок.

Нахождение слов, выражений, которые можно использовать для  написания произведения (в текстах о  временах года).

25. Выписывание слов для «Практического словарика»  (например, за разделами: «Зима», «Народные приметы», «Наши символы» и т.п.), «Языкового сундучка» (на отдельные карточки выписывают прилагательные к конкретным  существительным, глаголу, сравнению).

Чтение стихотворения, коллективное или самостоятельное определения логических   ударений,  пауз, определение тона и темпа чтения.

Конкурсное чтение стихотворений.

Чтение предложений, которые стали пословицами, поговорками (в баснях).

На уроках виды работы над словом чтения

Показ рисунка или самого предмета, если ученики не видели его, не понимают значения нового слова.

Словесное описание явления или события.

Подбор синонимов и антонимов к новому слову. При подборе синонимов указать на отличие синонима от слова, которое толкуем.

Введение нового слова в предложение (сначала учителем,  потом учениками).

Поиск в тексте предложений с новым словом.

Подбор родственных слов к новому слову.

Составление словосочетаний (подбор слов, которые содержательно объединяются с новым словом).

Подбор слов, которые рифмуются с новым словом.

Словесное рисование. Ученики рассказывают, как они воображают новое понятие.

Наблюдение за употреблением нового слова в прямом и переносном значении.

Найти в тексте слово, которое может заменить представленное на доске.

Образовать сравнение.

Ввести в собственное высказывание новое понятие.

Составить толкование слова.

15.  Найти пословицу, поговорки, в которых встречается новое слово.
1б. Чтение анаграмм (слов, в которых буквы перестановлены местами), решение кроссвордов, ребусов и т.п.

Индивидуальные задания в процессе самостоятельного чтения текста

Выбрать для чтения отрывок, который больше всего понравился.

Составить словесный рисунок к указанному отрывку.

Перестроить деформированный план соответственно тексту.

Пересказать содержание прочитанного 

(подробно;

кратко; 

по плану;

по опорным словам и выражениям;

по серии картинок;

от действующего лица;

от третьего лица).

Сравнить

поступки действующих лиц;

описания в двух произведениях;

характеры персонажей.

Подтвердить свое рассуждение  строками  из текста.

Составить характеристику действующего лица.

Из предложенных нескольких вариантов выбрать ответ на вопрос (тестирование).

Из группы пословиц выбрать ту, которая выражает основную мысль произведения.

Творческие задания  по прочитанному тексту

Задать вопросы к прочитанному тексту.

Подобрать собственные заголовки к произведению.

Составить собственную концовку произведения.

Высказаться, как совершили бы ученики на месте действующего лица.

Составить рассказ по аналогии.

Дополнить текст новыми эпизодами.

Составить аннотацию к произведению.

Вообразить себя режиссером. Рассказать, как бы сняли диафильм (поставили сценку) по смыслу прочитанного.

Творческий пересказ прочитанного (с изменением действующего лица, места события и т.п.).

Самостоятельно составить загадки о предметах, явлениях, описанных в тексте.

Рассуждение на основе прочитанного.

Составление описания на основе собственных наблюдений, с использованием  слов текста.

14.Прорекламировать  произведение,  которое  понравилось   (такое задание целесообразно предлагать на итоговых   уроках).

Составить письмо герою произведения.

Вообразить, что хочешь порекомендовать товарищу прочитать сказку (рассказ). Передать содержание так, чтобы заинтересовать товарища.

Инсценировка отрывка произведения.

Составить план прочитанного.

Составить толковый словарь к тексту, который прочитали.

20. Составить маленькие стишки с предложенными рифмами.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут pechenka.online
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.