logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Цели:

  • дать представление о богатстве растительных мотивов в пермогорской росписи прялок;
  • развивать умение творчески стилизовать природные формы, навыки графического письма;
  • воспитывать интерес к труду русских мастеров, эстетическую отзывчивость на красоту народного искусства.

Материалы: изображение прялок с росписью пермогорских мастеров; таблицы с поэтапным выполнением растительных мотивов пермогорской росписи.

Ход урока

Педагог. На прошлом занятии мы познакомились с художественными росписями Русского Севера. А кто скажет, где находится Русский Север?

Дети. Это город Архангельск.

Педагог. Правильно, столицей Русского Севера является Архангельск. Кто запомнил названия художественных росписей по дереву, которые можно встретить в Архангельской области?

Дети. Пермогорская, северодвинская, мезенская.

Педагог. Сегодня мы продолжим знакомство с одной из них. Это пермогорская роспись. Кто покажет на таблице изделия пермогорских мастеров?

Кто-либо из детей показывает изделия.

Представьте себе, что мы отправляемся с вами в путешествие по реке Северная Двина в гости к мастерам Пермогорья. (Показывает по карте путь движения на Север.) Удивительно своеобразна и красива природа Севера. Село, где живут пермогорские мастера, расположено на высоком берегу Северной Двины, отсюда и название пристани «Пермогорье», что означает «первые по высоте горы». Мастера, которые занимаются пермогорской росписью живут в нескольких деревнях Красноборского района в четырех километрах от пристани «Пермогорье». Предметы, которые украшались пермогорскими мастерами, имели широкий спрос у населения. Это ковши, жбаны, прялки, короба и т. п. (Показывает на таблице предметы с незнакомыми для детей названиями.)

Обычные предметы крестьянского быта – ковши, короба, прялки, люльки – роспись превращала в произведения искусства. Очень красочна цветовая гамма росписи изделий. Кто скажет, какие цвета характерны для пермогорской росписи?

Дети. Красный, желтый, зеленый.

Педагог. Правильно. Преобладающими являются белый цвет фона и красный узора. Зеленый и желтый являются дополнительными или сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур.

Растительный узор этой росписи состоит из гибких тонких побегов, на которые нанизаны тюльпановидные цветы, напоминающие древний цветок крина. Сюжетные композиции на народные темы всегда окружены мелким растительным узором на белом фоне.

Орнамент в пермогорской росписи строился из нескольких элементов:

  • округлого листа двух и трех типов;
  • ягодки и листочки-цветки, типа колокольчиков;
  • просто ягодки и многолепестковые цветы в комплексе с листочками и ягодами.

(Показывает особенности росписи.)

Крин, т. е. лилия – элемент растительного узора, распускающийся росток. В основе этого рисунка-знака лежит как бы рождающийся росток, проросшего зерна.

Учащиеся рассматривают таблицы с изображением характерных элементов росписи.

Росток этот состоит из двух отогнутых в стороны язычков и центрального язычка листика или почки, устремленной вверх. Боковые язычки могут быть половинками прорастающего зерна, но могут быть и первыми листьями. Это момент зарождения жизни.

В росписях народных художников элементы орнаментальных композиций всегда имели определенное значение и чаще всего их связывали с идеей жизненного начала. Если мы посмотрим на элементы росписи Пермогорья, то можно отметить что листья, направленные на все четыре стороны, означали «Да будет всюду жизнь!» Направление листьев внутрь означало движение благодати к точке отсчета, к человеку, владельцу, где магический рисунок охватывал универсальное пространство, включая и жилище человека и окружающий его мир.

Дети выполняют упражнение на повтор элементов росписи: цветов, ягод, листьев. Орнамент пермогорской росписи строится из округлых листьев двух или трех типов, ягодки (клюковки) и листочка, тюльпановидного цветка и многолепесткового цветка в комплексе с листочком и ягодками.

Практическая работа

Изображение трехлопастного цветка.

Педагог объясняет процесс выполнения. Цветок делится на три части: капелька, завиток и серединка.

  • Первый этап – начинаем рисовать капельку. Кисть надо поставить на кончик и вести, постепенно, прижимая к листу, потом резко оторвать, чтобы получился округлый кончик.
  • После капельки рисуется завиток. Начинаем рисовать так же, как и капельку, только постепенно закругляем, чтобы получился полукруг.
  • Следующий этап – рисование серединки. Для этого соединяем округлой линией капельку и завиток.
  • Последний этап – обводка. Ее делают тонкой кистью по контуру цветка. Дорисовав к этому цветку симметричный и дополнив его дополнительными элементами, получаем простую композицию.

Второй цветок учащиеся рисуют самостоятельно, а затем выполняют его различные вариации. Листья изображаются в манере, характерной для пермогорской росписи.

Посмотрите внимательно на эти таблицы и самостоятельно выполните вариации листьев, которые используют в росписи пермогорские художники-мастера.

По окончании урока педагог подводит итог, предлагая детям ответить на следующие вопросы.

1. Где расположен пермогорский промысел художественной росписи?

2. Из каких элементов состоит роспись Пермогорья?

3. Какие цвета характерны для данной росписи?

 

Поиск

ГНОМ ВСЕЗНАЙКА

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.