logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Цели:

  • знакомить детей с промыслами Русского Севера, учить создавать северный пряник и оформлять его с использованием мотивов архангельских козуль;
  • развивать воображение, умение работать с различными материалами;
  • воспитывать интерес к традициям народной культуры России.

Материалы: таблицы с изображением традиционных архангельских пряников, фотографии с архангельскими козулями, таблицы, технологическая карта с поэтапным выполнением козуль.

Соленое тесто, формы для изготовления пряника, гуашь.

Ход урока

Педагог. По старой традиции в канун Нового года пекут в Архангельске фигурные пряники, украшенные цветной сахарной подливой. И с того момента, как дом наполняется пряным запахом корицы и гвоздики, наступает радостное ожидание праздника с традиционным обрядом украшения елки и дарением сладких гостинцев детям и подарков родне и знакомым на счастье в Новом году. Давайте вспомним, как называются эти пряники? Дети. Козули.

Педагог . Какой формы они бывают?

Дети. В виде фигурок животных, елочек, звездочек, Деда Мороза и Снегурочки.

Педагог показывает иллюстрации (рис. 1).

 

 


Рис. 1. Архангельские рождественские пряники-козули

Педагог. Издавна к Рождеству на Севере пекут козули. Уходящий старый год уносит с собой загадку происхождения рождественских козуль. Сегодня будем готовить подарок – северное печенье. Нам его надо расписать или как говорили хозяйки украсить. Архангельские козули пекутся из пряничного теста, режутся железными формами и украшаются. Мастерицы украшали свое печенье глазурью. Она готовилась из сахара с добавлением красителей, который делали из сока моркови, свеклы, апельсина. Расписывали козулю с помощью кулечка или палочкой.

Послушайте, как готовились к Рождеству Соломбальские козульники: «Маленькие козульки ниточкой перехватишь и на елку повесишь, а под елкой тоже козуля – Дед Мороз. Никаких других игрушек тогда не было: свечки да козульки – все украшение. Большие же козульки были подарочные, их несли с собой в гости в подарок. Их хранят целый год, так как они являются оберегом дома. Раньше их ставили к иконам, на божницу».

Печь козули начинают с октября. В начале декабря ими заполняются все витрины магазинов. Лепили печенье целыми семьями, многие имели свои секреты и никому их не раскрывали. Формы печенья были самые разные. Вы уже называли эти формы. Но были даже печенья в форме трактора, аэроплана, парохода.

Учитель вместе с учащимися рассматривает таблицы с изображением различных форм козуль.

С новогодними пряниками связано много обычаев. Как и многим другим изделиям из теста им приписывали магические свойства.

Кто даст пирога

Тому двор живота,

А кто даст рогушек

Тому двор телушек!

Это распевали колядующие ребятишки и славили праздник и хозяев. А те в ответ «одаривали» заранее приготовленными козулями.

Многие обычаи восходят к древнему обряду встречи нарождающегося солнца. Старинные северные предания говорят, что дневное светило возвращается весной в виде коня или оленя. Вот откуда в народных сказках золотая грива коня и золотые рога оленя символизируют свет солнца, дающего жизнь и тепло. Конь, олень, птица, женская фигура – главные персонажи пряника, обладающие магическими свойствами.

Девушки одаривали козулями своих парней на новогодних вечеринках. К этим дням они готовили самое нарядное печенье, состязалось друг с другом в мастерстве.

Спрос на козули и сегодня большой. Они и своеобразный сувенир и предмет коллекционирования. Лучшие работы экспонируются на выставках. Эти традиции и мы должны бережно хранить. Поэтому мы сегодня на уроке будем делать козули.

Практическая работа

У вас уже есть железные формы. Свои козули будем делать из соленого теста, а украшать красками (рис. 2).

Сначала надо взять тесто, раскатать его. Затем на подготовленное тесто кладем форму и вырезаем пряник.

Затем его отправляем в печь. Он скоро поджарится. После чего пряник начинаем расписывать.

 


Рис. 2. Поэтапное выполнение рождественского пряника из теста

Итог урока. Дети обыгрывают фрагмент с дарением и пожеланием счастья, которое они должны были приготовить дома. Если нет возможности испечь пряник в кабинете, то эту часть практической работы можно перенести на первый урок. Учитель сам обжигает пряники, а на втором уроке учащиеся его расписывают.

 

Поиск

ГНОМ ВСЕЗНАЙКА

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.