logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Цели:

  • сформировать знания о деревянной игрушке-матрешке, познакомить с ее видами, дать сравнительную характеристику матрешкам из Семенова, Загорска и Полхова Майдана;
  • развивать зрительную память;
  • воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.

Материалы: таблицы с изображением разных деревянных игрушек, или использовать настоящие матрешки: загорских, семеновских, полховомайданских мастеров; графические таблицы с изображением особенностей формы каждой из матрешек; таблицы с изображением элементов росписи; иллюстрации с картины русских художников с изображением ярмарки, народных праздников; стихи, пословицы о матрешках; фонозапись русских народных песен.

Ход урока 

Педагог. Дети, представьте, что мы с вами отправились на веселую деревенскую ярмарку.

Тихо звучит фонозапись русской народной мелодии.

Посмотрите на картины русских художников. Кто скажет, что являлось особенностью русской ярмарки?

Дети. Она проводилась на центральной площади, которая красиво оформлялась разноцветными шарами. На ней устанавливались карусели, качели.

Педагог. Ярмарки проводились по большим русским праздникам, поэтому всегда звучала музыка, разыгрывался народный театр. Главное назначение ярмарки – это купля-продажа товара. На ярмарку народ съезжался со всех окрестностей. Одни ехали что-то купить к празднику, другие – чтобы продать свой товар. А он был разнообразный. Особым интересом у детей пользовались игрушки из дерева. Это были деревянные кони, свистульки и конечно матрешки. Для того, чтобы товар хорошо продавался по ярмарке ходили зазывалы или же сами коробейники превращались в зазывалы. А кто такие коробейники?

Дети . Это те, кто продает товар, т. е. продавцы мелких предметов, которые можно носить на специальных деревянных лотках или подносах.

Педагог . Зазывалы расхваливали свой товар, выкрикивая громко:

Подходите, подходите!

На товары поглядите!

У нас не ситцы, не шелка

И не кольца, и не брошки,

А веселые матрешки…

Самая веселая ярмарка проходила в Сергиевом Пасаде. На ней можно было купить занимательные игрушки: деревянные резные гусары, барыни, кормилицы, каталки, кони, красочные матрешки. Вырезанная из деревянной чурки игрушка имела простую форму. Сочетанием разных ярких красок – синих, зеленых, красных – загорские мастера добивались нарядности и декоративности. Народная игрушка, как сказка, в ней все так и не так. Посмотрите на игрушки и скажите, что сказочного вы видите в изображении игрушек? (Обращает внимание на таблицы с изображением игрушек.)

Дети. Кони красного цвета с нарисованными цветами на боках, а в жизни так не бывает. Старик и медведь пилят вместе дрова. Всадник сидит на коне, а у коня шея длинная, как у жирафа.

Педагог. И вправду, никто, никогда, не видел такого коня-раскоряку с малиновым туловищем и длинной шеей. А как гордо восседает на его спине всадник, туго натягивая поводья. Он как будто бы летит, торопится куда-то. Наверное, на ярмарку. Игрушек много, но больше всего на ярмарке матрешек. Послушайте, как о матрешках говорит В. Берестов.

Пыль клубится по дорожке,

Едут с ярмарки матрешки,

На баранах, на быках,

Все с гостинцами в руках.

Казалось, что уже ничем не удивить покупателя! Но вдруг мастер начинает разбирать матрешку, а в ней другая – поменьше. Опять раскрыл, а в ней еще одна. Вот диковина! (Педагог сопровождает рассказ показом действий.)

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

А всего одна игрушка!

Матрешка из Сергеева Посада украшена довольно скромно, цвета, которые используются в ее украшении, не очень яркие. Одета матрешка в простой сарафан с фартуком, на голове платочек, а в руках лукошко, мешочек или петушок. Выполняя первую матрешку, мастер как бы создавал художественный образ женщины-матери, хозяйки большого семейства. Этот образ близок и понятен каждому человеку. Форма игрушки весьма условная. Изображение лица и наряда приближается к образу русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, небольшой рот.

На ярмарке можно увидеть не только матрешку мастеров из Сергеева Посада, но и из Семенова, Полхова Майдана. Давайте рассмотрим их на нашей таблице. Чем они отличаются?

Дети. Они отличаются украшением, различны по форме и оформлению, на голове платочки.

Практическая работа 

Педагог. В каждой местности мастера создавали образ своей матрешки. Они отличались, как вы заметили, по форме, цвету и мотивам росписи. Я раздам всем шаблоны матрешки, они разные по форме, а вы попробуете расписать каждый свою матрешку, так как вы ее представляете.

Дети приступают к работе.

По окончании урока учитель выставляет все матрешки на доске в виде хоровода. Дети рассматривают работы, сами делают им оценку.

 

Поиск

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.