logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Цели занятия:

повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений друг к другу; дать представление о вежливом общении

формировать привычку употреблять слова вежливости;

обратить особое внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.

Задачи:

cодействовать нравственному воспитанию младших школьников;

научить пользоваться вежливыми словами;

развивать культуру речи.

Учитель:

Сегодня мы с вами поговорим о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16века "вежа” означало "знаток”, тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Народ давно заметил:

"Доброе слово человеку – что дождь в засуху”,

"Плохое слово и сладким медом не запьешь”

Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости.

Выступление учащихся:

1-й ученик

Добрый день.

- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.

2-й ученик

Здравствуйте.

- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.

3-й ученик

Спасибо

За что мы говорим "спасибо”?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы –
Кому сказали, сколько раз?

4-й ученик

Простите

Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
Но если я все же забуду –
Простите, я больше не буду.

5-й ученик

Пожалуйста

Отменить, 
что ли, слово "пожалуйста” -
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй что, без "пожалуйста”
Нам становится неуютно.

Учитель:

Ну вот, вежливые слова мы вспомнили.

А теперь давайте послушаем историю, которая произошла с мальчиком Павликом в рассказе Валентины Осеевой "Волшебное слово”

Чтение рассказа В. Осеевой "Волшебное слово” .

Обсуждение книги В.Осеевой "Волшебное слово”

Вопросы:

1. Какое волшебное слово сказал старичок Павлику?

2. А помогло ли Павлику это слово?

3. Вспомните, в каких случаях это было?

4. Как надо было произносить "волшебное слово”?

На все вопросы вы ответили правильно. Молодцы!

Учитель:

А сейчас мы проверим с вами, как вы можете пользоваться "волшебными словами”! Проведем викторину. Я буду вам задавать вопросы, а вы из трех предложенных вам ответов должны выбрать правильный. За каждый правильный ответ – фишка. В конце – подведение итогов.

Растает даже ледяная глыба от слова теплого:

а) пожалуйста

б) будьте добры

в) спасибо

2. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече:

а) приятного аппетита

б) здравствуйте

в) до свидания

3. Когда вас ругают за шалости говорим:

а) прости, пожалуйста

б) спасибо

в) добрый день

4. И в Москве и на Кубани на прощанье говорят:

а) спокойной ночи

б) до свидания

в) простите

5. Если больше есть не в силах, скажем маме мы:

а) я наелся

б) пока

в) спасибо

6. Как нужно ответить на "спасибо”?

А ) пожалуйста

б) приятного аппетита

в) до свидания

7. Обращаясь с просьбой к однокласснику, "Дай мне линейку”, вы говорите:

а) эй, ты, дай линейку!

б) дай, пожалуйста.

в) бегом принеси мне линейку!

Учитель:

А сейчас подведем итоги. Молодцы! Вы отлично справились с заданием!

Учитель:

А теперь послушайте стихотворения:

Папа разбил драгоценную вазу, 
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
"Простите!” сказал. 
И мама молчит,
Улыбается даже:
"Мы купим другую, 
Есть лучше в продаже”.
"Простите!” - казалось бы
Что в нем такого, 
А вот ведь какое
Чудесное слово!

"Здравствуйте” при встрече взрослым говорят, 
За подарки, помощь всех благодарят.
Старикам в трамвае место уступают.
Вежливые дети все так поступают.
Будь и ты такой же – и тебя вот тут
Вежливым ребенком все назовут!

Учитель:

А теперь послушайте жизненные ситуации, которые произошли с ребятами, и, как вы думаете, правильно ли они поступили?

Чтение отрывков:

1. Леночка сидела в трамвае. Она все время вертелась, болтая ногами. ЕЕ соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

- Девочка, сиди поспокойнее, пожалуйста. Так нельзя вести себя, - заметила Леночке старушка, сидевшая напротив.

- А что я сделала? – возразила Леночка. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.

И она, надувшись, стала смотреть в окно.

Вопрос ведущего:

И девочка, и старушка произнесли слово "пожалуйста”. Можно ли назвать Леночкино "пожалуйста” волшебным? Почему?(Ответы детей)

Учитель:

Нет! Потому что Леночка слово "пожалуйста” произнесла грубо. "Волшебные” слова надо произносить спокойным и приветливым голосом, а сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными!

2. Однажды по улице шел старичок, опираясь на большую палку. Он был очень стар и от старости согнулся. Поэтому он шел, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то рассматривая в небе, шел мальчик. Мальчик не заметил старика и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал старичку и тот сразу подобрел.

Ребята! Что же мальчик такое сказал, отчего дедушка сразу перестал сердиться?

Ответы детей: извините, пожалуйста!

Ведущий:

- А сейчас, ребята, внимательно прослушайте стихи детского писателя Григория Остера "Вредные советы” и скажите, что в этих советах неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях.

№5

Решил подраться – выбирай
Того кто послабей.
А сильный может сдачи дать,
Зачем тебе она?
Чем младше тот, кого ты бьёшь,
Тем сердцу веселей
Глядеть, как плачет он, кричит
И мамочку зовёт.
Но если вдруг за малыша
Вступился кто-нибудь,
Беги, кричи и громко плачь,
И мамочку зови.

№12

Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот
Пусть он видит, лежа в луже, -
Ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.



№13

Если ты пришел к знакомым –
Не здоровайся ни с кем, 
Слов "пожалуйста”, "спасибо”
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай, 
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.

№24

Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея уши и лицо,
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять.
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет.
К старости сама собою
Облысеет голова.

№29

Девчонок надо никогда
Нигде не замечать
И не давать проходу им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять, 
Пугать из-за угла…

(Ответы детей).

Учитель:

Напомните мне, пожалуйста, с какими вежливыми словами мы сегодня встречались? (Ответы)

Не забывайте их и пусть они всегда шагают с вами по жизни.

 

Поиск

ГНОМ ВСЕЗНАЙКА

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.