logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Цель: познакомить младших школьников с храмами.

Задачи:

Обучающие:

познакомить с архитектурными особенностями, историей возникновения храмов;

учить пользоваться трафаретом для точной передачи в рисунке формы купола, правильно подбирать цвет для стен храма и его украшений, используя ритм, симметрию в композиционном построении.

Воспитательные:

воспитывать любовь к храму;

воспитывать интерес к духовным традициям своего народа.

Развивающие:

развивать творческие способности детей;

расширять словарный запас детей;

развивать слуховое и эстетическое восприятие при прослушивании колокольного звона, рассматривании фотографий храмов.

Техническое обеспечение: мобильный класс.

Оборудование: шаблоны формы Храма; гуашь, кисти тонкие и средние; цветные мелки; альбомы.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

1. Вступительная беседа

– Ребята, сегодня вы познакомитесь с храмами нашей малой родины.

– Кто знает, какие храмы есть у нас и где они расположены? Кто уже бывал на богослужении, слышал песнопения, рассматривал лики древних икон?(Ответы детей)

Учитель. Невозможно представить себе наш город без храма. Мир храма совсем не похож на мир за его стенами. С древних времен все самое лучшее, красивое посвящалось людьми Богу. Люди не жалели труда, сил, строя храмы, занимаясь иконописью, росписью храмовых стен, создавая храмовые песнопения. Человек понимал, что храм — это место соприкосновения с иным (божественным) миром, и все, что мы встречаем в храме, служит одному — встрече человека с Богом.

2. Архитектурные особенности храма

– Дом есть не только у человека. Раковина моллюска, пчелиный улей, птичье гнездо, нора зверька — тоже дома. Но храмы есть только у людей. Человек в мире, полном зла, несправедливости, всегда хотел выделить место, где обитала бы святость (мир, свет, любовь). Таким местом является храм.
Храм — это особый дом, в котором собирается Божия семья (верующие христиане), чтобы вместе молиться Богу. Слово храм означает «здание», «дом».
Церковь — слово греческое, означает всех верующих в Иисуса Христа людей и Дом Божий. Поэтому храм часто называют церковью, то есть домом Божиим, где собирается церковь — Божия семья. Посмотрите (показ фотографий), какие они особенные, неповторимые и вместе с тем родные друг другу и каждому русскому человеку. Каждый день в храмах проводятся богослужения, звучат песнопения, возносятся к богу общие и частные молитвы, совершаются таинства. Ради этого общения с Господом люди приходят сюда. Поэтому и строится храм так, чтобы и внешний облик, и внутреннее устроение храма соответствовали этому назначению.

«…В храмах есть особенное присутствие Бога, благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое и ощущаемое верующими и являемое иногда в особенных знамениях», – говорит святитель Филарет, митрополит Московский.

— Что у них общего? Чем завершается любой храм? Что означает крест? Куда устремлен храм? Куда он указывает путь? На что похожи золотые главки храма? (Огоньки свечей, шлемы воинов-богатырей).
Над храмом всегда возвышается купол (изображающий небо), который заканчивается главою с крестом. По всей Русской земле сияют на солнце золотыми куполами храмы. Где бы ни стоял храм – среди бескрайних полей, на одиноком холме или в гуще городской суеты – его кресты как спасительные маяки горят для всех нас.
У храма бывает разное количество глав и по цвету они разные. Все имеет свое значение.

1 глава — означает Единого Бога.
2 главы — что Христос был и Сын Божий, и Сын Человеческий;
3 главы — Святую Троицу;
5 глав — Иисуса Христа и 4-х Евангелистов;
7 глав — Таинства Церкви;
13 глав — Иисуса Христа и 12 апостолов;
33 главы — годы жизни Иисуса на земле.

Золотые главки посвящаются Иисусу Христу и великим праздникам, синие — Богородице, зеленые — цвет Святого Духа.

Сами храмы имеют разную форму. (Рассматриваем фотографии храмов.)

В виде креста — посвящен распятому за нас на кресте Господу.
В виде корабля — корабль в Царство Небесное (по образу Ноева ковчега).
В виде круга — символ вечности; вечность Царствия Небесного.
В виде восьмиугольника; звезды — Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Храмы имеют свое имя: в честь Спасителя, Богородицы, церковных праздников, святых, ангелов. Напр. Храм Успения Богородицы — первый каменный храм на Руси (Киев, 989-996 г.); Храм Христа Спасителя — был разрушен в 1931 г. Сейчас храм заново построен. Его строительство длилось 5 лет.
— Что пристроено к храму ? (Колокольня).

Звучит колокольный звон.

В самом храме мы видим: иконы, свечи, к своду подвешено паникадило (большая люстра); аналои (столики с наклоненной поверхностью, где лежат иконы), большой крест — Голгофа...
А подробнее знакомство с храмом будет, когда мы с вами посетим наш храм.

3. Рисунок «Храм Божий». Творческая работа

– Какие геометрические формы можно выделить в контуре храма?
– Какой формы купол? На что он похож? (На пламя свечи и т. п.)
– Какой цвет преобладает на стенах храма?
– Каким цветом и какими деталями украшен храм? (Ответы детей) 
– А теперь пальчиком в воздухе невидимо обведите контур храма, а потом – отдельные украшения, купол. Закройте глазки и представьте храм, который вы будете рисовать.
– У вас на столе трафарет. Наложите его на лист бумаги и обведите, придерживая форму левой рукой.
Теперь набрать гуашь основного цвета и ребром большой плоской кисти обвести карандашный контур. Работая всей плоскостью кисти, затонировать гуашью всю форму храма. Линию вести сверху вниз. Краску следует набирать несколько раз.
– Дети, подумайте. Какой кистью удобно прорисовывать тонкие детали украшений?
– Выберите тонкую, круглую кисть для рисования украшений. Кисть держите вертикально и прорисуйте детали, крест над куполом.
– Для изображения фона возьмите сухой мелок. Его плоскостью круговыми движениями затонируйте верхнюю часть листа, не подводя мелок близко к изображению храма. А теперь кончиками пальцев с нажимом разотрите, втирая мелок в поверхность бумаги.
Самостоятельная работа. 
– Дети, что бы вы хотели еще изобразить на рисунке: себя, птиц, цветы у храма, дорожку к нему, деревья. Дополните свой рисунок. Придумайте название своему рисунку.

4. Рефлексия

По окончании работы можно устроить выставку, выслушав рассказы детей о своих храмах.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.