logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ

Дидактическая игра для устранения дизорфографии "Водители"

Цель: способствовать развитию мышления и пространственной ориентировки.

Игровой материал:

а) изображения дорожных знаков. Например: движение толь­ко прямо. Движение направо. Движение налево. Движение пря­мо и налево. Движение прямо и направо. Автозаправочная стан­ция. Техническое обслуживание автомобилей. Пункт медицин­ской помощи;

б) несколько вариантов игровых полей, распределяемых по степени сложности;

в) карточки с изображениями различных машин.

 

Ход игры

1. Ребенку предлагается ознакомиться с изображением игро­вого поля. Как вариант предлагается следующая инструкция: «Ты шофер автомобиля. Тебе нужно отвезти друга в больницу, заправиться на бензоколонке и починить машину. Рисунок внизу обозначает гараж, откуда ты выехал и куда должен вернуться. Подумай и скажи, в каком порядке нужно посетить все эти пунк­ты, чтобы не нарушать правила дорожного движения. А потом мы вдвоем посмотрим, правильно ли ты выбрал путь».

2. Играющие сидят за партами. Они водители. «Милиционер» показывает карточки с изображениями различных машин. «Води­тели» должны определить, в какую сторону они едут. Если напра­во, они должны отложить красную фишку, если налево — синюю. В конце игры подводится итог, сколько машин поехало направо, а сколько налево.

Эту игру можно провести как соревнование между рядами, подсчитав в заключение общее количество красных и синих фи­шек. Усложнить игру можно путем увеличения числа правил, ко­личества участников, вводимых предметов, изменения темпа проведения работы.

 

 

 

Дидактическая игра для устранения дизорфографии "Разноцветные точки"

 

Цель: уточнение пространственных ориентировок, повторение значения понятий «слева — направо», «справа — налево»; трени­ровка в усвоении последовательности цифрового ряда, в графичес­ком воспроизведении направления, в определении пространствен­ных взаимоотношений объектов.

Игровой материал: рабочие карточки с цветными точками (их можно выбить дыроколом из цветной бумаги и наклеить строчками на лист бумаги).

Число используемых цветов не должно быть меньше трех и боль­ше пяти. Точки располагаются в 7 строк по 14 штук в каждой строке.

Ход игры

Ребенок должен назвать цвета точек по порядку, читать их в том направлении, которое задаст ведущий: слева — направо, справа — налево, сверху — вниз, снизу — вверх. Ведущий активно руководит работой, следит за тем, чтобы: 

а) ребенок правильно начал чтение (какую точку назвал первой); 

б) заданное направление сохранилось во время чтения; в) соблюдалась последовательность произнесения названий точек на строке.

 

 

 

Дидактическая игра для устранения дизорфографии "Где спрятан предмет?"

 

Цель: развитие пространственных представлений детей и их сло­весного обозначения.

Игровой материал: образная игрушка.

Ход игры

Логопед говорит детям: «Сегодня мы поиграем в загадки. Но это будут особенные загадки! Нужно догадаться, где спрятался герой рассказа и что он там делает». Далее он вызывает наибо­лее активного и развитого ребенка и предлагает ему отойти к сте­не, закрыть глаза и уши и не подглядывать. После этого шепотом сговаривается с другими детьми о том, куда прячется герой. 

На­пример: «Давайте поставим поросенка за аквариум, пусть Сере­жа догадается, что наш Хрюша хочет посмотреть на рыбок». По сигналу «Пора!» водящий начинает искать, а остальные дети на­правляют его действия словами: выше, ниже, правее, левее, дальше, ближе и т.д. При выборе места исходите из того, какие новые предлоги и наречия должны усвоить ученики.

 

 

 

Дидактическая игра для устранения дизорфографии "Найди предмет"

 

Цель: развитие пространственных отношений, закрепление назва­ний предметов, находящихся в комнате, и их обобщение (окно, сте­ны, потолок — части комнаты, стол, стул, шкаф — мебель).

Игровой материал: план комнаты, кабинета, кухни и т.п. с изо­бражением дверей, окон, мебели и других предметов интерье­ра, например: 1 — трехсекционная стенка; 2 — письменный стол; 3 — кресло; 4 — кушетка; 5 — стулья: 6 — телевизор.

Ход игры

Пользуясь планом, надо найти спрятанный предмет. Логопед и ребенок поочередно прячут предмет и делают соответствующую пометку на плане. Ребенок должен научиться пользоваться пла­ном, находясь в любой точке комнаты. Для этого сначала ему нужно будет сориентировать план (повернуть его так, чтобы изо­бражение двери смотрело в сторону двери, а изображение окна — в сторону окна), а затем — определить собственное место в комнате («я сижу вот на этом стуле»). После этого уже легко найти в комнате отмеченный на плане предмет. В дальнейшем иг­ру можно проводить, используя план, перевернутый на 180 гра­дусов.

Можно предложить детям самостоятельно составить план своей комнаты, а также комнаты, смоделированный из кукольной мебе­ли. Можно предложить нарисовать план домика Барби и попросить объяснить расположение предметов, используя слова: справа, слева, внизу, наверху, выше, ниже и т.д. По результатам беседы также можно попросить ребенка письменно описать интерьер ку­кольного или жилого помещения.

 

 

 

Дидактическая игра для устранения дизорфографии "Кукольный театр"

 

Цель: правильное обозначение наречиями и предлогами прост­ранственных отношений, развитие пространственного воображения и мышления.

Игровой материал: сцена (стол, покрытый тканью), занавес (шир­ма), образные игрушки, декорации (куст, дерево, забор и пр.).

Ход игры

Игра носит характер забавного зрелища. Логопед, используя игрушки, демонстрирует разные варианты пространственного положения персонажей. В ходе этого процесса ребята уточняют значение наречий и предлогов: напротив, рядом, наверху, вни­зу, впереди, позади, далеко, близко. Игра начинается с того, что логопед представляет героев, рассказывает историю, проис­ходящую с ними. По ходу сюжета он обращается к детям с во­просами. Например: как стоят герои — напротив друг друга или рядом? А теперь? Близко или далеко? Кто впереди, а кто позади? Кто внизу, а кто наверху? и т.д. Можно провести эту игру в виде словарного диктанта.

 

 

 

Дидактическая игра для устранения дизорфографии "Сутки (четыре времени суток)"

 

1. Как называется прием пищи в разное время суток?

2. Расположи в нужном порядке карточки с названиями вре­мени суток.

3. Нарисуй один и тот же пейзаж в разное время суток.

4. Какой прибор люди используют для измерения времени? Какие бывают часы? (Солнечные, механические, электронные). Какие часы используют сейчас?

5. Прочитай загадку А.Бортника и отгадай ее.

Кто, по-твоему, безногий, Но ходить большой мастак? Он идет не по дороге, Повторяя: «только так!» Все — и взрослые, и дети — На него глядят порой.

«Как ползет...» — один заметит,

«Как спешит!» — вздохнет второй.

Ну, а третий удивится:

«Мне пора!» — раздастся крик...

А решил остановиться,

То накрутят уши вмиг!

(Часы)

6. Нарисуй часы, которые есть у тебя дома.

7. Парикмахер начал работать над прической ровно в 4 часа. Закончил работу через час. В каком часу он закончил работу? Нарисуй часы, которые показывают это время.

8. Повар начал печь торт ровно в один час. Пек его два часа. Что показывали часы, когда торт испекся? Нарисуй эти часы.

 

 

 

Дидактическая игра для устранения дизорфографии "Неделя"

 

1. Назови пять дней недели без дат и дней недели. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

2. Запомни по порядку названия дней недели. О чем говорят названия: вторник, четверг, пятница?

3. Прочитай стихотворения.

Рожь две недели зеленится,    

Лен четыре недели растет,

две недели колосится, две недели цветет,

две недели отцветает, четыре спеет,

две недели наливает, а уж потом семя летит.

две недели подсыхает.

Сколько всего недель растет и спеет рожь? А месяцев? Сколь­ко нужно ждать недель, чтобы у льна полетело семя? А месяцев?

4. Вставь пропущенные цифры.

1 — понедельник, _— вторник, _— среда, 4 — четверг,

_— пятница, _— суббота, 7 — воскресенье.

5. Послушай стихотворение З.Александровой «Новая столо­вая». Названия какого дня недели нет в этом стихотворении?

Мы кормушку мастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев —

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел к нам гость весенний —

Путешественник-скворец...

Вот и песенке конец.

6. Закончи предложения.

Если сегодня понедельник, то завтра будет______. Если сегодня

четверг, то завтра будет______. Если сегодня пятница, то вчера был

______. Если сегодня вторник, то вчера был ______. Если сегодня вос­кресенье, то вчера была ______.

7. Закончи предложения.

Золушка шила платье с понедельника по среду. Значит, она рабо­тала _дня. Буратино и Пьеро выступали в театре с четверга по

воскресенье. Значит, они выступали _дня. Незнайка пошел в

поход и шел 4 дня. Вышел он во вторник, а закончил свой поход в _____. Чиполлино копал грядку 3 дня. Начал он работу в среду, а за­кончил ее в

8. Наф-Наф строил дом. С понедельника по четверг он возво­дил стены. А за следующие два дня он сделал крышу. Сколько дней Наф-Наф возводил стены? В какой день недели Наф-Наф закончил делать крышу? Сколько всего дней строился дом?

 

 

 

Дидактическая игра для устранения дизорфографии "Времена года"

 

1. Отгадай загадки, ответь на вопрос: «Когда это бывает?»

Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает — Когда это бывает?

(Весной.)

Пусты поля, Мокнет земля, Лист опадает — Когда это бывает?

(Осенью.)

Солнце печет, Липа цветет, Рожь поспевает — Когда это бывает?

(Летом.)

Снег на полях, Лед на реках, Иней сверкает — Когда это бывает?

(Зимой.)

2. Расположи названия времен года в нужной последователь­ности:

лето

лето

лето

лето

3. Прочитай рассказ К.Ушинского «Четыре желания».

Митя катался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерз­шей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была!

— Запиши твое желание в мою карманную книжку, — сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длин­ный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:

— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

— Осень лучше всех времен года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Сколько желаний записал мальчик в отцовскую книжечку?

4. Соедини линиями картинки, которые относятся к одному времени года (верба — подснежник, снежинка — снеговик, дож­дик — опавшие листья, ягоды — бабочки).

5. Нарисуй свой двор (дачу, деревню) в разные времена года.

6. Прочитай и проанализируй произведение В.Даля «Старик-годовик».

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик пер­вый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? Какие это четыре крыла у каждой птицы? Какие семь перьев в каждом крыле?

Что это значит: у каждого пера одна половина белая, а другая — черная?

 

 

 

Дидактическая игра для устранения дизорфографии "Месяцы"

 

1. Запомни названия месяцев по временам года. Подбери кар­точки с названиями месяцев по сезонам. В случаях правильного выполнения задания на обратной стороне сложится изображе­ние — символ данного времени года.

2. Узнай у родных, в какие месяцы и числа у них дни рожде­ния. Составь таблицу. Запиши туда эти сведения.

3. На листе бумаги — 12 названий месяцев. Обведи линиями отдельно зимние, весенние, летние, осенние месяцы и напиши, к какому времени года они относятся.

4. Прочитай загадки. Подумай и скажи, как изображены в этих загадках год, месяцы, дни недели.

Стоит дуб,

На дубу двенадцать ветвей,

На каждой ветке по четыре отростка.

Стоит дом в двенадцать окон,

В каждом окне по четыре девицы.

Стоит город,

В городе двенадцать башен,

В каждой башне по четыре окна.

5. Исправь замеченную ошибку в перечне дней недели, летних месяцев и т.п. (их ряды диктует или пишет логопед с намеренной перестановкой или пропуском).

 

 

 

Дидактическая игра для устранения дизорфографии "Так бывает или нет?"

 

Цель: закрепление признаков времен года, воспитание умения замечать нереальность суждений, правильно выражать свою мысль в предложении.

Ход игры

Учитель говорит, что он будет рассказывать о каком-либо времени года, а учащиеся должны внимательно слушать и за­мечать все верное и неверное в этом рассказе, а потом сказать: «Так бывает» или «так не бывает» — и доказать, что бывает и что не бывает. Например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребя­тами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься». 

Ученик должен отметить: «Так не бывает. Летом снега нет». Дру­гой вариант рассказа: «Наступила зима. Выпало много снега. После урока ребята оделись и побежали играть в снежки». Примерный от­вет ученика: «Так бывает. Зимой можно играть в снежки».

По мере отработки умения отличать быль от небылиц, задания усложняются.

 

 

 

Дидактические игры для устранения дизорфографии "Лови — назови" и "Эстафета"

 

Лови — назови

Цель: закрепление названий и порядка следования времен года, месяцев и дней недели. 

Оборудование: мяч.

Ход игры 

Учитель бросает мяч ученику и говорит: «Зима, а за нею...» Ученик должен вернуть мяч со словом «весна». Учитель, произнося: «Весна, а за нею...» — бросает мяч другому школьнику, и т.д. Подобным же образом повторяются месяцы и дни недели.

 

Эстафета

Цель: закрепление знаний о временах года, совершенствование умения строить простые предложения. 

Оборудование: эстафетная палочка.

Ход игры 

Учитель называет какое-либо время года и отдает палоч­ку одному из учеников. Получивший ее должен ответить простым предложением, в котором называется какой-либо признак этого вре­мени года, и передать эстафету любому товарищу. Тот указывает другой признак этого же времени года. Правильное название призна­ка и оформление предложения оцениваются двумя фишками. В кон­це игры подсчитывается количество фишек и объявляется победитель.

 

 

 

Дидактическая игра для устранения дизорфографии "Возраст и роли в семье"

 

1. Сопоставь понятия: дед — отец — сын — брат; бабушка — мать — дочь — сестра. Дай варианты этих понятий.

2. Составь рассказ о своей семье, используя понятия: старше, младше, сестра, брат, внук, внучка, сын, дочка и др.

3. Заполни схему состава семьи. Объясни, кем ты приходишь­ся каждому из членов семьи.

4. Объясни смысл пословицы: «Ноябрь — сентябрю внук, октя­брю — сын, зиме — родной батюшка». Начерти схему, отражаю­щую эти отношения.

5. Рассмотри фотографии одного человека, сделанные в раз­ные годы. Теперь он дедушка. Какая фотография сделана рань­ше других? Пронумеруй эти фотографии в том порядке, в кото­ром их делали.

6. Найди в семейном архиве фотографии своих родственников в младенчестве, детстве, отрочестве, юности, в зрелые годы, в старости. Оформи семейный альбом — расположи фотографии по порядку.

7. Это Вася и Наташа. Васе 15 лет, а Наташе 4 года. Кто млад­ше? Кто старше? Сколько лет было в прошлом году Наташе? Сколько лет будет в будущем году Васе?

8. Заполни пропуски в следующем тексте.

Это я. Меня зовут______. Мне_лет. В про­шлом году мне было_лет. А в следующем году мне

будет _____ лет.

9. Составь таблицу: в первом столбике напиши имена своих

друзей, а во втором — сколько им лет.

10. Даше 4 года, а Надя старше ее на 5 лет. Сколько лет Наде? (9 лет.)

11. Ане 5 лет, а Тима младше ее на 4 года. Сколько лет Тиме? (1 год.)

12. Меня зовут Анна Петровна. Моего дедушку -— Василий Иванович. Напиши имя и отчество моего отца. (Петр Васильевич).

 

 

 

Дидактическая игра для устранения дизорфографии "Времена года"

 

Цель: закрепление названий времен года и их признаков, отра­ботка связности высказывания.

Оборудование: четыре больших картинки с изображением вре­мен года. Двенадцать маленьких картинок, на которых помещена треть больших картинок: на четырех — небо, на четырех — дома и деревья, на остальных четырех — земля (в разное время года). Ма­ленькие картинки пронумерованы от 1 до 12. Два кубика с нумера­цией от 1 до 6 и от 7 до 12.

Ход игры 

Большие картинки вывешиваются на доске, а маленькие по одной раздаются ученикам. Двое ведущих находятся у стола. Один из них кидает кубик и объявляет номер. Ученик, на картинку которого вы­пал номер, соотнеся ее с большой, должен сообщить, какое на ней время года и по каким признакам он это узнал. 

Другой ведущий выда­ет игровую фишку, берет картинку и подставляет ее к большой. Пер­вый ведущий снова кидает кубик, и игра продолжается. Если ученик не может определить, что это за время года, или рассказать о его призна­ках, ведущий вызывает желающего и за верный ответ также награжда­ет его фишкой. 

Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.

 

 

 

Дидактическая игра для устранения дизорфографии "Не ошибись!"

 

Цель: развивать быстроту мышления, закреплять знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Оборудование: мячик (или кубик и т.п.).

Ход игры 

Логопед проводит с детьми беседу, закрепляя их зна­ния о разных частях суток. Дети вспоминают, что они делают утром, днем, вечером, ночью. Затем логопед предлагает игру: «Я буду на­зывать слово, обозначающее часть суток, а вы вспомните, что вы в это время делаете. Но во время игры будет отвечать тот, кому я брошу мячик (кубик). Если кто-то не вспомнит и ничего не скажет, он должен передать мячик другому игроку. Тогда он считается про­игравшим. Выигрывает тот, кто назовет действие последним».

Логопед называет различные части суток. Ученики отвечают.

Эта же игра может проводиться по-другому. Логопед называет раз­личные действия, учащиеся должны ответить, когда это происходит: днем, утром, ночью, вечером. Дети могут назвать одно или два слова.

 

 

 

Дидактическая игра для устранения дизорфографии "Круглый год"

 

Цель: закрепить знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость.

Оборудование: картинки с изображением времен года (зимний пейзаж, зимние забавы, труд детей зимой: расчищают снег, кор­мят птиц); волчок со стрелкой.

Ход игры

Детям раздаются картинки. Раскручивается волчок. Тот, на кого указывает стрелка, описывает свою картинку. Осталь­ные участники должны отгадать, о каком времени года идет речь. Отвечать будет тот из них, на кого укажет стрелка волчка при по­вторном раскручивании.

Вариантом этой игры может быть чтение логопедом отрывка из художественного произведения о сезонных природных явлениях, загадывание загадок и поиск картинок с соответствующим содер­жанием.

Примечание. При описании предметов, явлений природы де­ти должны использовать слова, усвоенные в процессе группировки предметов по их признакам и действиям, а также проводить сравне­ние предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями.

При разговоре о сезонных изменениях в природе можно обра­титься к следующим темам.

  • Погода: ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер.
  • Высота солнца в разное время дня.
  • Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь. Ливень, град, гроза (молния, гром). Летние работы в деревне. Названия лет­них месяцев.
  • Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки; птицы (грачи, скворцы) собира­ются в стаи, улетают в теплые края. Заморозки. Осенние ра­боты в поле. Названия осенних месяцев.
  • Признаки зимы: снегопады, морозы, метели; в морозную по­году снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце; зи­мой солнце поздно всходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь; замерзли пруды, лед на реке твердый, скользкий. Птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах. Труд людей. Названия зимних месяцев.
  • Признаки весны: солнце поднимается выше, греет все сильнее; ледоход, разлив; первые проталины, первые травы и цветы; цветут фруктовые деревья, на улицах и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют семена; появляются насекомые, прилетают птицы. Назва­ния весенних месяцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

ГНОМ ВСЕЗНАЙКА

 
 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

 

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.